Накануне нового учебного года на кафедре романской филологии и перевода факультета иностранной филологии ЗНУ состоялся научно-методический семинар по проблематике оценивания знаний и коммуникативных компетенций студентов, изучающих французский язык как иностранный.
Основной целью его работы является повышение качества подготовки специалистов по французскому языку через новые подходы в системе оценивания знаний.
Мероприятие провели доцент Евгения Стулина и старший преподаватель этой кафедры Юлия Третьяк.
В рамках договора о научном сотрудничестве с Университетом дю Мэн преподаватели нашего вуза Евгения Стулина и Юлия Третьяк в 2010-2011 гг прошли стажировку во Франции с целью изучения опыта дистанционного обучения студентов по специальности «Французский язык как иностранный». Мероприятие состоялось при поддержке специальной стипендиальной программы правительства Франции.
Европа давно существует в условиях полиязычия. Поэтому еще в 2001 году Совет Европы принял документ, регламентирующий оценивание знаний в рамках программы обучения иностранным языкам — Сadre européen de référence. В системе высшего образования европейских стран, в частности Франции, имеется такая дисциплина как Evaluation. Факультет иностранной филологии готовит специалистов по этой области знаний, ведь европейский опыт сегодня приобретает актуальность и в системе высшего образования в Украине. Поэтому эту актуальную проблематику Евгения Владимировна и Юлия Юрьевна представили на семинаре. Они поделились с коллегами опытом, который приобрели во время стажировки, и собственными наработками, которые получили во время апробации этих знаний на практических занятиях со студентами. Доцент Евгения Стулина рассказала об использовании элементов нового курса в аудитории третьекурсников во время преподавания французского языка и работы над художественным текстом. В своих докладах преподаватели рассказали о разновидностях оценивания — прогнозируя, диагностируя и другие. Речь шла также о методиках обучения французскому языку как иностранному, критериях оценки различных видов работ в аудитории и т.д. Были отмечены отличия в системе европейского образования и американской: первая традиционно предпочитает письменные формы контроля знаний, вторая — устные. В украинской практике присутствуют и те, и другие почти на равных.
В условиях отсутствия отдельной дисциплины по оценке знаний в системе высшего образования Украины Юлия Юрьевна показала возможность использования фрагментов этого курса в методике преподавания других дисциплин. В своей преподавательской практике она успешно использует научный инструментарий оценки знаний и учит этому будущих специалистов.
Начатую тему преподаватели намерены продолжить на следующих семинарах. Рассматривать не только критерии качества оценки языковой компетенции самих студентов, но и проблемы и методы оценивания преподавательской компетенции учителей высшей школы, создание четких методов и инструментов оценки их работы, которыми сегодня уже пользуется вся система европейского образования.
Елена Хлыстун