Университет Абитуриенту Учеба Наука Международная
деятельность
Студенческое
самоуправление
Новости пресс-службы ЗНУ / Новости / На ФСУ студенты и ученики провели социологический анализ сказок и мифов

На ФСУ студенты и ученики провели социологический анализ сказок и мифов

27.11.2015 15:14 Всё Факультеты Социологии Факультет соціології та управління Соціологічна майстерня профорієнтація

26 ноября на базе факультета социологии и управления Запорожского национального университета состоялось второе занятие Социологической мастерской – научно-образовательного проекта по развитию аналитического мышления у студентов и школьников. На этот раз ее слушателям – студентам 2-3 курсов и магистрантам ФСУ и учащимся общеобразовательных школ №№ 23 и 80 и лицея № 34 – предложили для осмысления и проработки такую тему, как «Социологический анализ сказок и мифов».

Организаторы Социологической мастерской – факультет социологии и управления ЗНУ, ОО «Центр стратегического прогнозирования и проектирования», ОО «Союз социальных технологов», public agency «Swedish Institute» и Проект ЕС-ПРООН «Местное развитие, ориентированное на громаду» – отметили важность темы, выбранной для рассмотрения вместе с ученической и студенческой молодежью. Главной задачей мероприятия, по их мнению, было комплексное рассмотрение социальных сценариев, которые лежат в основе сказок, мифов и литературных произведений, исследование социальных и культурных кодов, зашифрованных в сказках и мифах и их роли в определении поведения человека.
С этой задачей блестяще справился специалист по теории и практике коммуникаций, старший преподаватель кафедры социологии ФСУ Геннадий Корниенко. На примере сюжета сказки «Красавица и чудовище» Геннадий Николаевич рассказал слушателям мастерской, как с помощью сказок и мифов формируется отношение человека к окружающему миру (положительные и негативные сценарии взаимодействия с окружающими). Для этого он предложил сравнить классический сказочный сюжет, который встречается, в частности в известной многим с детства сказке Сергея Аксакова «Аленький цветочек», с фильмом «Красавица и чудовище», который увидел свет в 2014 году. Вместе с аудиторией просмотрев ключевые для понимания идеи фильма отрывки, Геннадий Корниенко, среди прочего, отметил значительное усложнение сюжета, ввод новых линий и персонажей, расширение символизма деталей, по сравнению с классической версией сказки. Так, кроме линий любви-заботы, которая была между отцом и дочерью и любви-взаимности, что возникла между красавицей и чудовищем в конце «Аленького цветочка», в фильме появляются сюжетные линии, где говорится о любви-страсти, любви-страхе, любви-верности, любви-предательстве, любви-семьи, которые реализуют различные персонажи. Также Геннадий Николаевич объяснил как – положительно или отрицательно – реализуется каждый из предложенных сценариев на жизнь человека. В частности, он отметил, что важно подходить к рассмотрению литературных сюжетов, в том числе сказок и мифов, и кинофильмов, которые нас окружают, с точки зрения социологического анализа, ибо иначе не так легко будет отследить влияние масс-медиа или кинопродукции на формирование наших жизненных сценариев. Кроме того, участникам мастерской предложили сделать самостоятельный социологический анализ сказки «Золушка». Для примера им показали отрывки из одноименного фильма, вышедшего в прокат в этом году и который сюжетно достаточно близок к оригиналу сказки.
Студенты и учащиеся должны были дать ответы на следующие вопросы: чему учит нас эта история? При каких жизненных обстоятельствах мы сможем применить полученные знания? Также им надо было подумать, что символизирует собой тот или иной герой, какую жизненную позицию занимает, какие эмоции у него вызывают определенные жизненные события и какую стратегию для преодоления конфликтных ситуаций он или она выбирает?
Затем все желающие смогли выступить перед аудиторией с разбором сказки. При этом участники мастерской демонстрировали интересные и неожиданные мнения: кое-кто называлЗолушку примером многих добродетелей, таких, как скромность и альтруизм, а кое-кто обвинял всех женских персонажей сказки в меркантильности. Некоторые участники настаивали, что главной героине повезло и она не приложила усилий для того, чтобы в конце стать принцессой, а кое-кто считал, что это – вознаграждение за трудолюбие и доброту. Озвучили даже мнение на защиту Мачехи Золушки. Ее поведение объясняли тревогой за будущее родных дочерей, которые занимают такую же пассивную жизненную позицию, как и Золушка, но уступают ей и внешностью, и чертами характера, и заботой о них. Присутствующие на мероприятии с интересом воспринимали все выступления и благодарили выступавших искренними аплодисментами.
Следующее заседание Социологической мастерской ее организаторы планируют провести 10 декабря, посвятив его разбору такого социально-культурного явления, как «фейк» в новостном пространстве. Такой анонс вызвал большой интерес у присутствующих на мероприятии студентов и старшеклассников.

Тамила Тарасенко
Фотографии – со страницы Социологической мастерской в Фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/socforecast?_rdr=p

Похожие новости