Университет Абитуриенту Учеба Наука Международная
деятельность
Студенческое
самоуправление
Новости пресс-службы ЗНУ / Новости / Эстонские коллеги представили методики по полилингвистическому образованию

Эстонские коллеги представили методики по полилингвистическому образованию

14.01.2016 16:41 Всё Факультеты Иностранной филологии Социальной педагогики и психоогии Социологии Факультет іноземної філології факультет соціології та управління факультет соціальної педагогіки та психології Нарвський коледж Тартуського університету полілінгвічна освіта

В рамках многодневного рабочего визита в ЗНУ представителей Нарвского колледжа Тартуского университета (Эстония) во главе с его директором Кристиной Каллас состоялась очередная встреча с представителями нашего вуза. На этот раз уже студенты и преподаватели трех факультетов – иностранной филологии, социологии и управления, а также социальной педагогики и психологии – смогли познакомиться ближе с инновационными методиками эстонских коллег в сфере полилингвистического образования во время семинара по теме «Многоязычная система образования в мультикультурных странах: опыт Эстонии и Украины».

Модератором мероприятия выступила доцент кафедры теории и практики перевода с английского языка Александра Головко. Во время презентации новейших методик и направлений работы коллег из Эстонии представила присутствующим декан факультета иностранной филологии, доцент Галина Морошкина. В дальнейшем слово было предоставлено иностранным гостям – директору Нарвского колледжа Кристине Каллас и заведующей отделом иностранных языков Нине Рауди, которые рассказали об отдельных моментах языковой ситуации в их стране и специфике новых направлений работы по подготовке преподавателей в условиях полилингвизма, а также об опыте решения проблем по адаптации эстонской системы образования к условиям Европейского Союза.
Кристина Каллас остановилась на вопросах политической и языковой ситуации, которая сложилась в Эстонии от момента возобновления независимости их страной, и рассказала об опыте интеграции Эстонии в Европейское пространство и о политике решения языковых вопросов в многокультурном обществе, в частности в системе образования. Она также отметила, что у каждой страны есть своя специфика в сфере решения этнолингвистических вопросов, однако существуют отдельные моменты, которые могут заинтересовать украинских коллег. В частности, она указала, что для решения межнациональной проблемы, которая возникла в Эстонии в начале 90-х годов прошлого века, понадобилось совершить реформу системы образования. И их университет, в частности Нарвский колледж, который выступает учреждением высшего образования по подготовке преподавателей, стал новатором в сфере полилингвистического образования. Чтобы адаптировать местных жителей к новым условиям эстонского законодательства, в котором статус государственного языка имеет только эстонский и для получения гражданства необходимо его знание, специалисты колледжа разработали инновационные программы и методики подготовки преподавателей, учеников школ, а также на уровне детских садов.
О сущности реформы, за основу которой было взято канадскую методику языкового погружения, и инновационные разработки ученых и преподавателей Нарвского колледжа рассказала Нина Рауди. Во время презентации специалист из Эстонии представила оригинальные разработки ученых и преподавателей их колледжа: многоязычные методики преподавания CLIL, тандем и другие. Она также отметила, что в Эстонии государственным языком признан один – эстонский, однако широко применяется политика поддержки национальных культур. Нововведения, осуществленные на уровне Министерства образования и науки Эстонии, помогают уже молодым гражданам разных национальностей в детских садах не только начать изучать язык, но и познавать национальную культурную среду. Вообще все программы базируются на углублении в эстонскую культуру.
На уровне системы школьного образования используются несколько программ, которые позволяют отойти от специализации одноязычного преподавания предметов (только на русском или только на эстонском языке). Здесь используют две модели – «раннего языкового углубления» и «позднего языкового углубления». Согласно первой в поликультурной школе сначала до 6 класса все предметы преподаются исключительно на эстонском языке, а с 6 класса это количество уменьшается, а добавляются предметы на русском языке. Согласно второй модели: сначала предметное преподавание проходит на русском, а с 6 класса вводится преподавание предметов на эстонском языке. В конце концов на уровне 6 класса по любой системе достигается соотношение, где 60% преподавания проходит на эстонском языке. Такой подход позволяет ученикам овладеть не только родным языком, но и свободно владеть обеими. Кроме того, в школах применяется методика так называемого «тандема», когда классы формируются 50х50 с представителей основных двух национальностей, которые проживают на территориях полиэтнических регионов Эстонии – эстонцев и русских. Специалист также отметила, что уже состоялось несколько выпусков учеников таких школ и результаты показывают значительную эффективность этой методики – они успешно сдают экзамены, поступают в вузы Эстонии, находят работу по специальности. Показатели владения языком выпускниками школ соответствуют: после окончания 9 класса – уровню В2, а после окончания гимназического уровня – С1.
Еще одним концептуальным требованием в системе образования и подготовки специалистов этой отрасли является практическая ориентация. В связи с этим в Нарвском колледже для подготовки и переподготовки работников сферы образования была введена система CLIL. Ее называют билингвическим фокусом преподавания, что позволяет готовить преподавателей и педагогов для работы в многоязыковой среде (педагогов дошкольных учреждений, учителей-предметников, гуманитариев и преподавателей гимназического уровня). Рабочими языками здесь выступают эстонский, русский и английский, при этом последний используется и как язык науки – выпускники колледжа пишут и защищают дипломы и другие научные работы на английском (в соответствии с требованиями Болонского процесса). Нина Рауди также остановила внимание педагогов ЗНУ на нюансах системы подготовки выпускников их колледжа, системе тандемного обучения студентов, использовании индивидуального подхода и принципов добровольности и практической ориентации и т. п.
Специалисты также ответили на ряд вопросов, которые интересовали присутствующих в зале представителей ЗНУ: они касались политической, демографической ситуации и Эстонии, а также нюансов относительно эффективности нововведений в системе школьного и высшего образования в условиях интеграции в Европейское пространство.
В этот день также состоялась специализированная сессия для социальных работников, преподавателей и представителей студенческого самоуправления ЗНУ, во время которой гости из эстонского вуза представили их опыт по руководству проектами и работы с молодежью. Руководитель учебной программы «Работа с молодежью» Мария Журавлева презентовала присутствующим это направление деятельности в Эстонии и провела мастер-класс.
Также в ЗНУ состоялся семинар для деканов факультетов – Максима Лепского, Галины Морошкиной и Ольги Пономаренко. Стороны обсуждали вопросы сотрудничества и создания совместных проектов в рамках программ Erasmus+ programme, Estonian Development Aid programme и т. п. В частности, представители обоих вузов договорились о академическом обмене студентами и преподавателями, а также в будущем – организовать посещение Эстонии и провести на базе Нарвского колледжа практический семинар по демонстрации и организации учебно-образовательной работы по полилингвистическим методикам для специалистов ЗНУ и представителей двух школ (Запорожская гимназия №31 и школа-комплекс №74), которые посетили эстонские гости во время пребывания в Запорожье.

Елена Хлистун

Похожие новости