15 января по инициативе ректора Запорожского национального университета Николая Фролова состоялось совещание-семинар по вопросам деятельности специализированных ученых советов. Мероприятие прошло под руководством проректора по научной работе Геннадия Васильчука и заведующего отделом аспирантуры и докторантуры Юрия Каганова. В заседании приняли участие главы спецсоветов: Петр Белоусенко, Александр Гура, Татьяна Коломоец, Максим Лепский, ученые и технические секретари, члены специализированных ученых советов университета.
В условиях реализации нового Закона Украины «О высшем образовании» растет автономия вуза и одновременно усиливается ответственность ученых за качество высшего образования, неотъемлемым компонентом которого является система подготовки и аттестации научно-педагогических кадров, деятельность специализированных ученых советов.
На сегодняшний день в ЗНУ работают 1 докторский и 6 кандидатских специализированных ученых советов. В ближайшей перспективе академическое сообщество вуза ожидает повышение статуса двух советов с предоставлением им права проводить защиты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук. Однако опыт работы и перерегистрации спецсоветов университета свидетельствует о наличии ряда вопросов, поиск ответов на которые и обусловил организацию и проведение совещания-семинара.
Ключевым для этого собрания стало выступление заведующего отделом аспирантуры и докторантуры, ученого секретаря диссертационного совета по историческим наукам Юрия Каганова. В его докладе речь шла о целом ряде важных вопросов нормативно-правового и организационного характера, связанного с деятельностью спецсоветов.
Юрий Олегович презентовал присутствующим проект «Положения о подаче и рассмотрении диссертаций в специализированных ученых советах Запорожского национального университета», который после публичного обсуждения представят для утверждения Ученым советом ЗНУ. Документ содержит ряд новаций, направленных на усиление ответственности всех участников аттестационного процесса за соблюдение высокого уровня требований при проведении экспертизы диссертаций.
Заведующий отделом аспирантуры и докторантуры остановился на типичных нарушениях, выявляемых Аттестационной коллегией МОН Украины и которые касаются, в частности: научной новизны; оформления автореферата; соответствия работы паспорту научной специальности; количества публикаций по теме диссертации; конкретного личного вклада соискателя в труды, изданных в соавторстве; составления дополнительного кандидатского экзамена; оформления аттестационного дела, назначения официальных оппонентов; качества подготовки заключения о научной и практической ценности диссертации; связи диссертации с научно-исследовательскими работами учебного заведения и др.
Присутствующие на мероприятии рассмотрели вопрос о недопущении несанкционированных текстовых заимствований (академического плагиата). Персональную ответственность за соблюдение этого основополагающего принципа в диссертационных исследованиях несут научные руководители, члены экспертных комиссий спецсоветов и председательствующие на межкафедральных семинарах. Также участники совещания обсудили проблему технических (программных) и экспертных заключений, которые бы должны были предупредить плагиат.
Юрий Каганов акцентировал внимание ученых на том, что в ЗНУ осуществляется бесплатная печать авторефератов диссертаций сотрудникам вуза, аспирантам и докторантам дневной бюджетной формы обучения.
Согласно части 5 статьи 6 Закона Украины «О высшем образовании», во исполнение приказа ректора Николая Фролова, в ЗНУ налажена четкая система ознакомления научной общественности с достижениями соискателей научных степеней и отзывами официальных оппонентов путем их обнародования на сайте университета: http://phd.znu.edu.ua/page/svr.html
Обсуждались во время совещания-семинара также материально-технические аспекты деятельности спецсоветов, в частности обеспечение аудиторий для проведения заседаний, аудиозаписи, осуществление документооборота.
Содержательным был доклад начальника научно-исследовательской части Виктории Меняйло. В своем докладе она рассмотрела требования к публикации и апробации результатов исследований в профессиональных изданиях Украины и университетских журналах, мировых наукометрических базах Scopus, Web of Science, Index Copernicus, РІНЦ. Виктория Ивановна обратила внимание ученых на то, что печать материалов конференций в профессиональных изданиях предоставляет публикации статус апробационного.
В своем выступлении член экспертного совета по вопросам проведения экспертизы диссертационных работ по историческим наукам МОН Украины, профессор Александр Игнатуша остановился на тех аспектах, которые становятся препятствием для утверждения решений спецсоветов и основанием для отмены научных степеней. В частности, он рассмотрел вопрос соответствия названия работы ее архитектонике и назначение официальными оппонентами специалистов по специальности, имеющих новейшие публикации по теме диссертации.
Директор Научной библиотеки ЗНУ Валентина Герасимова предоставила разъяснение относительно электронного доступа представителей нашего вуза к международным базам, процедуры регистрации диссертаций и авторефератов в библиотеке, пользования официальными печатными органами МОН.
Кроме того, сотрудники отдела аспирантуры и докторантуры подготовили для каждого из спецсоветов комплект инструктивных и методических документов.
В общем, на сегодняшний день деятельность спецсоветов осложняется нормативно-правовыми коллизиями, в частности отсутствием Национального агентства по обеспечению качества высшего образования, которое, согласно Закону Украины «О высшем образовании», должно координировать работу специализированных ученых советов. В этом контексте важно отметить, что Запорожский национальный университет направил на имя Министра образования и науки Украины Сергея Квита несколько писем с предложениями и замечаниями по совершенствованию системы присуждения научных степеней и присвоению ученых званий.
Отдел аспирантуры и докторантуры