Университет Абитуриенту Учеба Наука Международная
деятельность
Студенческое
самоуправление
Новости пресс-службы ЗНУ / Новости / В ЗНУ изучали немецкий опыт организации образовательного процесса

В ЗНУ изучали немецкий опыт организации образовательного процесса

25.03.2016 14:05 Освітній процес вивчення закордонного досвіду

Очередное рабочее заседание делегатов органов студенческого самоуправления по вопросам образовательного процесса, в частности председателя учебного сектора Анастасии Долгополовой и проректора по научно-педагогической и учебной работе Александра Гуры посвятили сравнительному анализу системы образования в Германии и Украине. Гостем совещания стал студент Йенского университета имени Фридриха Шиллера Дмитрий Кирьян, который и поделился с присутствующими своими впечатлениями от обучения и, конечно, его составляющими, особенностями и различиями.

Дмитрий рассказал, что сам является коренным запорожанином. Окончив школу и хорошо зная немецкий он решил попробовать получить образование именно за границей. Предварительно парень учился в местном колледже, который готовил абитуриентов к поступлению в вузы. В 2015 году Дмитрий стал студентом Йенского университета имени Фридриха Шиллера. В своем мотивационном письме он отметил, что хотел бы продолжить семейную врачебную династию: его мама – профессиональный стоматолог, поэтому и сын решил выбрать именно эту профессию.
Дмитрий отметил, что именно на его стоматологическую специальность он получил фиксированное расписание: в определенные часы, дни посещать то или иное количество лекций, семинаров. Однако общаясь с другими студентами, он наблюдал и за другими формами формирования расписания, когда его студенты моделируют сами: фиксированным является только объем занятий, но когда они придут на них, они выбирают самостоятельно.
На каждый предмет идет по три академических часа. Скажем, перечень первого семестра состоял из таких: анатомия, физика, химия, биология, микроскопический и препарационный курсы, гистология, то есть всего 18 часов в неделю.
19 октября начались занятия. Продолжались они до 4 марта. Включая две практики: одна техническая обязательная две недели для стоматологов, и потом еще одна неделя - химическая практика. Кстати они продолжаются в течение семестра еженедельно как элемент курса.
Относительно практик, то их обычный день начинался в 7.30. Это занятие продолжалось до 11.30 (от 11.30 до 12.30 проходила лекция). А потом была пауза до 13.15. До 13.30 студенты должны были переодеться в рабочую одежду. А от 13.30 до 15.30 включались во вторую половину практических занятий.
А вот препарационный курс включал задачи препарировать труп в морге. Студентов координировали старшекурсники. Предварительно будущие стоматологи получили 6-страничную инструкцию, как проводить препарацию.
Дмитрий Кирьян рассказал, что системы накопления баллов как таковой нет. Сдавать надо устные экзамены и тесты. Для примера парень вспоминает семинар по анатомии (во время занятия присутствовали 22 студента). Его проводит преподаватель-врач, который объясняет тему. Предварительно они прослушали три академических часа лекций по анатомии на тему «Голова», ее кости. Семинар посвятили этой же теме, но тем вопросам, которые оказались недостаточно понятными. Предварительно студенты получают список вопросов, который должны освоить на устный экзамен или контрольный срез.
После тем «Голова 1 и 2» уже был первый устный экзамен, так называемый тестат. Во время его проведения студенты кооперируются в группы по 4 человека. И преподаватель устно ставит те вопросы, о которых шла речь во время лекций, которые разбирались на семинарах. Если студент не сдает тестат, то он имеет право его пересдать.
Каждый преподаватель готовит к каждой лекции свою презентацию в Power Point. Ее объем – около 100 страниц. Все эти презентации студентам доступны в университетской локальной сети, в которую они заходят под собственным паролем. То есть посещение лекций не является обязательным, эту же презентацию студент может изучить самостоятельно и дома. Однако лекции посещают усердно, чтобы из уст преподавателя услышать изложение информации, иметь возможность освоить материал через те уникальные примеры из практического опыта, о которых повествует лектор, комментируя тот или иной слайд. Дома остается полистать презентацию для закрепления материала. То есть кроме, подачи доклада как такового, лектор дополняет презентационный материал, подбирает примеры, метко шутит – и все это уместно дополняет образовательный процесс. На лекции присутствуют 300-400 человек, поэтому студенты иногда сидят даже в проходах. Лекторы говорят в микрофон, а в аудитории расположены колонки.
Семинары же посещать обязательно. Студентам раздают так называемые скрипты – распечатанные указания-рекомендации. Их невозможно найти в интернете или электронно, через защиту авторских прав. Только во время семинара ты, как студент, можешь получить их в распечатанном виде. Не посетил семинар – не получил этот ценный методический материал. Он, как правило, напоминает толстую брошюру, которая включает нужные прикладные и теоретические подсказки к освоению того или иного курса. На семинарах также студенты просматривают видео или получают список ссылок на важные источники с Ю-Туб платформы.
Что до инструментария преподавателей, то он включает скрипты, проектор, сканер, который помогает увеличить на экране черно-белые архивные документы и продемонстрировать их собравшимся.
Немало студентов 3-5 курсов помогают 1-2 курса как преподаватели. Это еще одна особенность образовательного процесса, когда начинающих учат старшекурсники. Они получают от вуза за это зарплату и, таким образом, и подрабатывают, и продолжают дальше учиться. Так университет поощряет талантливую молодежь, ее успехи в учебе.
На лекцию можно приходить с ноутбуком. Есть вай-фай. Надписи-напоминания в аудитории говорят о том, что разрешается проводить видеосъемку, но, в принципе, студенты, часто снимают те отрывки, которые не успели записать, чтобы еще раз дома прослушать. Также одной из особенностей обучения является оценивание преподавателей после курса. Студенты анонимно заполняют бланки, в которых каждого преподавателя характеризуют по критериям полноты курса, его понятности, информативности, комментируют свои общие впечатления, ведения лекции и отмечают, как часто они посещали эти лекции.
Кроме того, часть обучения проходит и на базе реальной немецкой стоматологической клиники, которая структурно касается университета. Там идет работы с реальными пациентами уже на старших курсах.
Предмет оценивается как «сдал» или «не сдал» или процентами в тестах (сколько процентов правильных ответов по схеме 0-100%).
Студенты также пользуются услугами библиотеки. Есть общая, есть отраслевая литература. Существует три типа учебников: 1 – только на территории библиотека, 2 - на 4 дня взять, 3 – на 1 или 1,5 месяца взять.
Дмитрий рассказал, что имеет пластиковую карточку студента, которая дает ему право бесплатно передвигаться в пределах своей Земли. Собственно и обучение в Йенском университете бесплатное. Ведь каждый семестр парень оплачивает фиксированный налог Земли в размере 150 евро. Эта сумма включает 90 евро в качестве оплаты за проезд и 60 евро как оплату за обучение в вузе. Отдельно каждый заботится о своем проживании и питании.
Физической культуры как предмета у студентов нет. То есть и зачетов по ней не ставят. Но секций множество – они на порядок дешевле, чем для не-студентов. Но все же они платные. Чтобы попасть в наиболее популярные (плавание, футбол, бокс, фитнес), надо успеть записаться, иначе потом останется разве что не очень удобное время для посещения. Например, Дмитрий немного не успел, поэтому имел возможность посещать плавание только с 22.00 до 23.00.
В конце встречи Дмитрия поблагодарили за столь интересный доклад и выразили надежду на дальнейшее информационное сотрудничество. Подробнее ознакомиться с информацией можно в видеоотрывке по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=IehDzldcYi8

Мария Канцелярист

Похожие новости