Университет Абитуриенту Учеба Наука Международная
деятельность
Студенческое
самоуправление
Новости пресс-службы ЗНУ / Новости / Декан ФИФ Галина Морошкина: «Опыт эстонских коллег может оказаться полезным для нас при подготовке современных учителей»

Декан ФИФ Галина Морошкина: «Опыт эстонских коллег может оказаться полезным для нас при подготовке современных учителей»

Декан ФИФ Галина Морошкина: «Опыт эстонских коллег может оказаться полезным для нас при подготовке современных учителей»
22.11.2016 16:54 Всё Главные новости Факультеты Иностранной филологии Факультет іноземної філології міжнародна діяльність Тартуський університет

Недавно представители администрации и преподаватели нашего вуза по приглашению эстонских коллег посетили Нарвский колледж Тартуского университета. Этот визит проходил в рамках проекта «Внедрение модели многоязычного образования и методологии одновременного обучения предмету и языку (CLIL) в Запорожском национальном университете и Запорожской области». Мероприятие состоялось благодаря Концепции изучения иностранных языков, что уже несколько лет, по инициативе ректора Николая Фролова, успешно реализуется в ЗНУ. Вот что рассказывает о возможности внедрения в университете модели многоязычного образования и об особенностях учебного процесса инициатор визита, одна из членов делегации, декан факультета иностранной филологии Галина Морошкина:

- Нарвский колледж Тартуского университета предложил ЗНУ интересный проект внедрения многоязыковой модели образования и методологии одновременного обучения предмету и языку, который был начат им в 2000 году. В основе – канадский франко-английский проект. Во время визита в Эстонию прошло первое ознакомление с организацией процесса обучения в мультиязыковом контексте. Поликультурное общество, которое проживает в городе Нарва, обусловил необходимость внедрения такой системы для утверждения родного эстонского языка рядом с исторически существующим русским языком. Стремление Эстонии присоединиться к европейским ценностям способствовало введению углубленного изучения английского языка. Эти три основных языка в сочетании с предметной терминологической базой обеспечивают формирование эстонских выпускников вузов.
Такая многоязыковая модель образования требует мощных финансовых и людских ресурсов, что мы и наблюдали в Эстонии. Европейское финансирование данного проекта позволило организовать последовательное мультиязыковое обучение, начиная с детского сада, продолжая в средней школе и завершая высшей школой. Многоязыковое обучение в вузе привело к тому, что преподаватели разных предметов обучались сотрудничать в процессе преподавания содержания дисциплин на разных языках и приобрели опыт обучения содержания при помощи языкового инструмента и языку через изучение содержанию.
Полезным является также опыт эстонского колледжа относительно подготовки учителей по двум или трем предметам, получения диплома по двум родственным специальностям, например, «эстонский язык как второй», «русский язык как иностранный», «английский язык», «учитель языкового углубления», «классный учитель». Студенты выбирают вторую специальность со 2 курса.
Подготовка учителя здесь осуществляется по учебной программе, которая содержит исключительно дисциплины языкового и психолого-педагогического циклов. Дисциплины по выбору подчиняются сугубо профессиональной подготовке. После окончания бакалавриата выпускники могут работать только в детских дошкольных заведениях, после магистратуры – в средней школе с квалификацией «учитель гуманитарных предметов». Для работы в вузе обязательным является диплом об ученой степени доктора философии. Все доценты и профессора университетов и колледжей кроме работы в аудитории должны приносить гранты. Большинство научных исследований направлены на решение практических вопросов образования. Интересным является также факт отсутствия бумажных зачетных книг. Вся информация касательно студента и его успеваемости фиксируется и сохраняется в электронном виде. Информация об учениках школ, которые проявили заинтересованность дальнейшего обучения в колледже, вносятся в его электронную базу, где фиксируются все успехи, участия в конкурсах. Электронная зачетная книга студентов фиксирует все сданные дисциплины и оценки по европейской шкале, даже те, что были получены во время академической мобильности в других вузах страны или за границей. Если студент отчисляется, все его предыдущие достижения сохраняются и он сдает экзамены только по тем дисциплинам, которые не были преодолены. Учебная программа остается той, на которую этот студент поступал, без нашей традиционной академической разницы.
Между преподавателями установлены прозрачные отношения по поводу распределения и перераспределения нагрузки: если ни один студент не зарегистрировался для написания дипломной работы к определенному преподавателю, он в этом году выполняет больше аудиторной работы. Коллеги не допускают ситуации неполной загрузки.
Наш визит в Тартуский университет позволил обогатиться знаниями о функционировании современного европейского вуза. Убеждена, что некоторые наработки эстонских преподавателей можно успешно реализовать и в ЗНУ.

Похожие новости