
В пробном независимом тестировании по биологии участвовали 258 человек. Соответствующие тесты подготовили по образцу заданий, размещенных на сайте www.testportal.gov.ua, с использованием изданий и материалов, пособий, рекомендованных МОН Украины для подготовки к независимому тестированию.
Над выполнением тестовых заданий тетради №1 работало 128 человек, а над выполнением тестовых заданий тетради №2 работало 130 человек. Статистическая обработка результатов тестирования позволила утверждать, что тетрадь №1 и тетрадь №2 были аналогичными по сложности выполнения, поскольку среднестатистический ученик, работавший над тетрадью №1, предоставил 37 % правильных ответов. То же самое можно утверждать и о среднестатистическом ученике, который работал над тетрадью №2. Другие измерения, которые указывают нам на центральную тенденцию, то есть характеризуют средние показатели (мода, медиана), также совпадают. Таким образом, можно утверждать, что основной принцип внешнего независимого оценивания – равные условия – был выдержан во время «Пробного независимого оценивания – 2017» в ЗНУ.
Абитуриенты продемонстрировали в целом удовлетворительный уровень знаний, о чем свидетельствуют данные таблицы 1. Количество учащихся, которые успешно выполнили задание составляет 49,3 %. Вместе с этим, лишь 14,0 % учащихся получили оценки больше 150 баллов и не один из учеников не получил оценки больше 178 баллов.
Таблица 1. Общая успешность выполнения заданий
№ |
Успешность выполнения заданий |
Количество участников |
В % от количества тех, |
|
1 |
достаточный |
количество баллов |
|
|
180-200 |
− |
− |
||
151-179 |
36 |
14,0 |
||
124-150 |
91 |
35,3 |
||
100-123 |
107 |
41,5 |
||
2 |
недостаточный |
< 100 |
24 |
9,2 |
Основной вывод, который следует из этого, такой: подавляющее количество учеников недостаточно подготовлены к прохождению внешнего независимого оценивания-2017.
Анализ результатов пробного тестирования показал, что у будущих абитуриентов возникали сложности с большинством разделов программы внешнего независимого оценивания, о чем свидетельствуют данные таблицы 2. Наибольшие проблемы у среднестатистического ученика возникали при ответах на вопросы из разделов «Неклеточные формы жизни» и «Историческое развитие органического мира», где успеваемость составила 40 и 32% соответственно. Также невысокий уровень успеваемости был в разделе «Надорганизменный уровень организации жизни» − 45% правильных ответов.
Таблица 2. Распределение количества правильных ответов по разделам программы по биологии
№ |
Раздел |
Успешность, % |
1 |
Вступление. Основные признаки живого |
74 |
2 |
Молекулярный уровень организации жизни |
51 |
3 |
Клеточный уровень организации жизни |
51 |
4 |
Неклеточные формы жизни |
40 |
5 |
Организменный уровень организации жизни |
49 |
6 |
Надорганизменный уровень организации жизни |
45 |
7 |
Историческое развитие органического мира |
32 |
Более высокие показатели получены при выполнении задания на установление соответствия – 48,5% и задания с выбором одного правильного ответа среднестатистический ученик успешно выполнил в объеме 48,45% (Таблица 3).
Задания с выбором трех правильных ответов из трех групп предложенных вариантов ответов среднестатистический ученик успешно выполнил в объеме 47,75%.
Таблица 3. Распределение количества правильных ответов по видам задач у учеников разного уровня компетенции
№ |
Уровень компетенции |
Задания с выбором одного правильного ответа |
Задания на установление соответствия |
Задания с выбором трех правильных ответов |
|
1 |
достаточный
|
100-123 |
38,08 |
38,63 |
41,92 |
124-150 |
37,68 |
54,79 |
52,00 |
||
151-179 |
31,55 |
78,38 |
65,08 |
||
180-200 |
− |
− |
− |
||
2 |
недостаточный |
<100 |
29,48 |
23,96 |
32,29 |
|
Всего |
48,45 |
48,5 |
47,75 |
Ученики, которые показали неудовлетворительный результат, то есть набрали менее 100 баллов, по всем типам задач дали примерно одинаковый результат: в задании с выбором одного правильного ответа было только 29,48% правильных ответов, в задании на установление соответствия – 23,96% и в задании с выбором трех правильных ответов из трех групп предложенных вариантов ответов – 32,29%.
Таким образом, в подготовке к внешнему независимому оцениванию абитуриентам следует особо обратить внимание на совершенствование умений и навыков выполнения задания на выбор одного правильного ответа, а также связанное с выбором трех правильных ответов из трех групп предложенных вариантов ответов.
Среди типичных ошибок, допущенных во время выполнения заданий следует отметить такие:
недостаточное знание биохимических и физиологических процессов в организме;
недостаточное знание генетических механизмов;
недостаточное знание систематических признаков животных и растений;
недостаточное знание путей эволюции;
неверное установление соответствия между группами соединений и их характеристиками;
неправильная характеристика типа взаимодействий между популяциями, организмами, а также формами приспособленности организмов;
неверное определение представителей семейств растений и ряда животных;
недостаточное владение терминологическим аппаратом различных разделов биологии.
Учитывая указанные позиции, специалисты предоставили общие рекомендации. Следовательно, абитуриентам особое внимание надо обратить на следующее:
при прохождении тестирования в первую очередь выполнять те задания, в правильности которых Вы уверены;
в начале тестирования желательно выполнять задания на установление соответствия, за которые будет выставлено большее количество баллов;
обязательно воспользуйтесь методом исключения: не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые являются неправильными. Метод исключения сужает круг вопросов: выбирать придется среди 1-2 вариантов ответов, а не из 4-5;
при выполнении работы следует быть внимательными и избегать исправлений;
помечать ответы крестиком, а не галочкой (другими символами) и пользоваться исключительно черной гелевой ручкой.