Вниманию абитуриентов: ЗНУ предоставляет возможность ознакомиться с анализом типичных ошибок по украинской литературе участников тренингов по написанию ВНО

На сегодня, в условиях карантина, украинские старшеклассники не только дистанционно овладевают образовательной программой, но и готовятся к основной сессии внешнего независимого оценивания. В этом важном деле им плодотворно помогают представители ЗНУ (ZNU, Zaporizhzhia National University), в том числе сотрудники отдела доуниверситетской подготовки, профориентации и трудоустройства под руководством его начальницы Галины Мыкытив.
В начале года на базе университета провели бесплатные тренинги для всех желающих оценить уровень своей готовности к сдаче ВНО. Преподаватели соответствующих факультетов разработали тестовые тетради, ориентируясь на прошлогодние вопросы основной сессии внешнего независимого оценивания. После завершения тренингов представители ЗНУ проанализировали типичные ошибки старшеклассников-участников пробного тестирования. Сегодня публикуем анализ наиболее распространенных ошибок будущих абитуриентов по украинской литературе.
Напомним, что в бесплатном пробном тренинге по внешнему независимому оцениванию по украинскому языку и литературе участвовали 876 человек. Пробная сертификационная работа содержала 33 задания по украинскому языку и 24 задания по украинской литературе и задания открытой формы с развернутым ответом «Собственное высказывания». Участники пробного независимого оценивания продемонстрировали в целом удовлетворительный уровень знаний, о чем свидетельствуют данные таблицы.
Общая успешность выполнения всех заданий
№ |
Успешность выполнения всех заданий (1-58) |
Количество участников |
% |
|
1 |
Достаточный |
Количество баллов |
|
|
180-200 |
12 |
1,5 |
||
140-180 |
511 |
58 |
||
100-140 |
333 |
38 |
||
2 |
Недостаточный |
< 100 |
20 |
1,5 |
Сложность вопроса по украинской литературе связана со временем его изучения. Так, если произведение рассматривался в 10-11 классах, то вероятность правильного ответа увеличивается, если это средние классы, уменьшается. Например, 34 вопрос, который касается знаний по устному народному творчеству, изученному давно и уже подзабытому, поэтому приведенный отрывок из семейно-бытовой песни был для сегодняшних будущих абитуриентов сложным.
Также камнем преткновения для участников тренинга являются вопросы, связанные с идентификацией героя с авторской характеристикой (вопрос 41, 49). Здесь, скорее всего, причиной является то, что учащиеся изучают тексты не по полным вариантом, а по сокращенной версией.
Если текст введен в школьную программу относительно недавно, очевидно, что он еще не закрепился в сознании учащихся. Эту причину можно считать относящейся к вопросу 44, который касался новеллы О. Кобылянской «Valse melancolique», ведь в прошлые годы анализировалось другое произведение писательницы, в частности, повесть «Земля».
Аналогично трудно далось определения абитуриентами автора поэтических строк (43 вопрос) или из какого произведения приведен афоризм (38 вопрос). Это же происходит и в заданиях, где нужно установить соответствие между персонажем и его характеристикой, между названиями произведений и персонажами. То есть надо усилить работу по чтению текстов, их анализу и комментированию.
Необходимо нацеливать учеников на умение ориентироваться в основных стилевых тенденциях литературы того или иного литературного периода, так, 45 вопрос касался элементов импрессионизма в произведении, он тоже было нелегким и требовало лучшего знания литературных направлений и течений.
И уже традиционно трудно дается определение художественных средств произведений. Этот теоретический материал требует усиленного внимания со стороны учителей школ, их соответствующей адаптации для восприятия учащимися материала, его усвоения и выработки навыков и компетенций.
Что касается собственного высказывания, то очень многие выпускники школ сдают пустые листы, без выполнения этого задания. Однако и те, что пишут собственные высказывания, допустили целый ряд недостатков.
Первое, на что следует указать, это то, что абитуриенты не придерживаются структуры высказывания: тезис, аргументы, примеры из художественной литературы, исторические факты или случаи из жизни, выводы. Достаточно часто материал излагается сумбурно, отсутствует аргументация, случаи из жизни неуместны и не касаются темы.
Предложенное собственное выражение авторства Богдана-Игоря Антонича (взамен у выпускников школ он позиционируется как Антонович).
Примеры из литературы чаще всего приводятся те, которые были изучены в школе в последнее время, а именно: «Наталка Полтавка» И. Котляревского, «Тигроловы» И. Багряного, «Город» В. Пидмогильного. Однако отсутствует какая-либо конкретика, как эти произведения раскрывают проблему счастья с указанными писателем его составляющими: вера, надежда, любовь. У приведенных текстов также ошибочно указывается жанровое определение: роман, повесть и т.п., искажаются имя, фамилии писателей.
Обращаем также внимание, что вы можете ознакомиться на сайте ЗНУ с обнародованным аналитическими справками по анализу типичных ошибок абитуриентов:
- по украинскому языку:
https://www.znu.edu.ua/cms/index.php?action=news/view_details&news_id=50609&lang=ukr&news_code=predstavniki-viddilu-douniversitetskoyi-pidgotovki--profori--ntatsiyi-ta-pratsevlashtuvannya -znu-oprilyudnili-rezultati-vikonannya-zavdan-iz-ukrayinskoyi-movi-ta-literaturi-pid-chas-treningu-iz-zno
- по математике:
https://www.znu.edu.ua/cms/index.php?action=news/view_details&news_id=50637&lang=ukr&news_code=do-uvagi-abituri--ntiv--znu-proponu---zvernuti-uvagu-na- analiz-rezultativ-bezkoshtovnogo-treningu-iz-zno-z-matematiki
- по географии:
https://www.znu.edu.ua/cms/index.php?action=news/view_details&news_id=50682&lang=ukr&news_code=do-uvagi-starshoklasnikiv--u-znu-oprilyudnili-analiz-tipovikh-pomilok-uchasnikiv-tsogorichnogo -probnogo-zno-z-geografiyi
Любовь Костецкая,
доцент кафедры украинской литературы филологического факультета