Проект «Истории успехов выпускников ЗНУ»: воспитанница биологического факультета, успешный ученый Марина Корнет
В Запорожском национальном университете (ZNU, Zaporizhzhia National University) продолжается воплощение в жизнь проекта «Истории успехов выпускников ЗНУ». И очередной его материал посвящен рассказу об опыте профессионального становления и успеха выпускницы ЗНУ Марины Корнет, которая в 2006 году закончила биологический факультет по специальности "Биология" специализации "Биохимия и иммунология", аналогом которой в настоящее время является образовательная программа "Физиология, иммунорлогия и биохимия". А сегодня она - успешный ученый. В интервью она поделилась своим пониманием профессии, жизненным опытом и дала полезные советы.
- Госпожа Марина, расскажите, пожалуйста, о себе и своем профессиональном опыте: в какой области Вы сегодня работаете, чем занимаетесь?
- Сегодня я - кандидат биологических наук (специализация «Биоорганическая химия»), доцент кафедры химии биологического факультета ЗНУ. А также - заведующая учебно-научно-исследовательской лабораторией биотехнологии физиологически активных веществ, эксперт секции №10 конкурса молодых ученых МОН Украины, эксперт по аккредитации образовательных программ при Национальном Агентстве по обеспечению качества высшего образования. Кроме того, я - руководитель трехлетнего проекта «Рациональный дизайн S, N-модифицированных аминотиолов как потенциальных противорадиационных средств» (№ 0119U000226, бюджет у 1500000 грн), который реализуется за счет госбюджета. Благодаря тому, что у меня биологическое образование, а кандидатскую работу защитила по идеальной для меня специальности «Биоорганическая химия», я имею некоторые преимущества, позволяющие разрабатывать подходы для мультидисциплинарных исследований.
- Почему Вы выбрали для обучения именно этот факультет?
- В начале одиннадцатого класса, а это было начало 2000-х годов, передо мной стоял выбор - выбрать специальность, которая, по моему мнению, на тот момент, могла принести мне большую прибыль, или специальность, которая мне больше была по душе. Я хорошо помню тот момент, когда я написала заявление и оплатила подготовительные курсы в ЗГИА (сейчас - инженерный учебно-научный институт ЗНУ), которые готовили к поступлению на специальность «Экономическая кибернетика». Но после бессонной ночи и гнетущего ощущения внутри себя я поняла, что не смогу себя реализовать там целиком. Благодарна, что на тот момент мои родители меня поддержали и не стали отказывать, поэтому на утро мы забрали документы и сразу подали их на подготовительные курсы на биологический факультет, на специальность «Биология», сочетающей оба мои предпочтения - биологию и на хорошем уровне химию. Преподаватели, которые вели подготовительные курсы (Войтович А.Н., Ткачук О.В.), а также высокий уровень проведения занятий только усилили мою уверенность в своем выборе. Когда приходили на курсы, было такое ощущение, что находимся дома и пришли в семью, до этого времени мы поддерживаем отношения даже с теми людьми, кто не поступил на биологический факультет.
На самом деле, у меня был еще третий путь. На тот момент у меня было хобби - делала разные вещи для украшения интерьера из природных материалов, которые мои друзья привозили из походов из разных уголков Украины. Меня даже приглашали поехать на учебу в Москву по специальности «Дизайнер», но это так и осталось хобби. К тому времени мы получали информацию через печатные издания, интернет не был таким распространенным, но сегодня анализируя все эти годы, я понимаю, что я сделала абсолютно правильный выбор, и если бы была машина времени, которая меня бы вернула на 20 лет назад, я бы его повторила. Окончила я факультет в 2006 году по специальности «Биология», специализации «Биохимия», а за достижения в учебе я также получала стипендию мэра.
- Что Вам запомнилось больше всего во время учебы на биологическом факультете ЗНУ?
- У нас были невероятные преподаватели, каждый - уникален, со своим жизненным опытом, и мы получали не сухую теорию, а много примеров из практики. Незабываемым было время проведенное совместно на практике на острове Хортица. Это позволило нам очень сплотиться студенческим коллективом. На последних курсах мы нашей группой биохимиков совместно готовились к экзаменам, нас было 8 человек, и мы подтягивали друг друга. Перед государственным экзаменом мы даже жили все вместе в однокомнатной квартире, и как результат - все получили отлично. Как я уже говорила, на тот момент не был распространен интернет, мы готовились по книгам из библиотеки, универсального учебника не было. Даже была такая веселая история, когда преподаватель делилась с коллегой своим предвидением, кто как сдаст экзамен, исходя из того, у кого какая книга, но она не могла предположить, что мы объединимся. Мы и сейчас поддерживаем друг друга и стараемся не терять связи.
- Какими были Ваши первые шаги после завершения университета?
- Так случилось, что в магистратуре я училась по специальности «Биология», писала магистерскую под руководством преподавателя кафедры химии, а работала лаборантом на кафедре общей и прикладной экологии, поэтому у меня был широкий выбор. Когда я готовила магистерскую работу, у меня, как и в кандидатской, была комплексная задача из области биоорганической химии, где нужно было получить определенный ряд уникальных соединений, проверить их токсикологическое влияние на разных уровнях (руководитель - Бражко А.А.). Одним из таких задач было определить ЛД50 на лабораторных животных, но сначала я не справилась с задачей поддержки на достаточном уровне их популяции. Потом мне это удалось решить несколько нестандартным путем: самой договориться с питомником в Киеве, доехать туда, и привезти их с папой на грузовой машине. Он как раз там транзитом проезжал. Я помню бешеную поддержку от его коллег-дальнобойщиков - все беспокоились о животных. Руководитель магистерской об этом узнал, уже когда объекты были на месте. Я думаю, что моя настойчивость в решении определенных вопросов, поиска различных путей для их решения зарекомендовала меня. В конце магистратуры я получила предложение поступить в аспирантуру. От этого предложения я не могла отказаться, потому что видела, какой высокий уровень научных исследований был в лаборатории биотехнологии физиологически активных веществ (руководитель - профессор Бражко А.А.), как там кипела работа и какие уникальные разработки там были.
- Поделитесь, пожалуйста, своими профессиональными секретами: как стать успешным в своей профессии?
- Я думаю, прежде всего, надо выходить за пределы кафедры, общаться с людьми, принимать участие в различных мероприятиях - конференциях, воркшопах, заседаниях круглых столов и других мероприятиях. Так можно реализовать сразу несколько задач: представить свои достижения, услышать экспертную оценку, увидеть чем занимаются коллеги, а самое ценное - наладить коммуникацию с представителями своей профессии.
- Есть достижения, которыми можно гордиться?
- Много достижений, которые выполняются коллективом. И здесь не всегда можно сказать, что вот это конкретно моя заслуга. Это - и успешные аккредитации специальности «Химия», и совместные научные исследования, и хорошие публикации. На сегодня, пожалуй, могу отметить проект, реализацией которого я занимаюсь как руководитель. Его целью является разработка радиопротекторов - соединений, которые могут спасать жизни при смертельных дозах радиации. В этой области мы имеем хорошие результаты. Для реализации этого проекта мне удалось объединить несколько профильных учреждений: научно-экспериментальный отдел лаборатории противорадиационных средств и клеточных технологий ГУ «Институт медицинской радиологии имени С.П. Григорьева Национальной академии медицинских наук Украины» и отдел органической и биоорганической химии ДНУ НТК «Институт монокристаллов» НАН Украины (г. Харьков). Также этот проект дает возможность улучшить материальную базу лаборатории, дает финансирование для публикационной активности и для командировок.
- Почему Вы решили связать свою жизнь именно с этой профессией?
- Я помню, как когда-то в детстве, лет в 6, я увидела передачу, где ученые делились каким-то изобретением. И тогда я подумала, какие крутые люди эти ученые. Позже, уже в школе, моим увлечением был туризм, я часто была на станции ОСЮтур (Областная станция юных туристов), участвовала в МАН, в различных экологических мероприятиях. Моими любимыми предметами были биология и химия. Но не всегда все было ровно. Был момент, когда я могла не продолжить этот путь. Я училась в гимназии, и в какой-то момент, в конце 9 класса у меня не складывалось с английским и математикой, но, благодаря моему классному руководителю Штапуре Н.П. я продолжила обучение в химико-биологическом классе. Вряд ли я достигла бы успеха, если бы свернула с этого пути и пошла на экономическую кибернетику. Если ты занимаешься тем, что тебе по душе, ты обязательно будешь успешным!
- Какие знания и опыт стали для Вас самыми ценными?
- Наверное, не столько сами знания, как умение учиться, потому что учусь я сейчас непрерывно. Хотя полученные базовые знания, а особенно - практические навыки, умение работать руками, различные ситуационные задачи также много дали. Они добавили уверенности в себе, уверенности в том, что ты можешь многого достичь при наличии желания.
- Что Вас мотивирует в работе?
- Иногда любопытство, которое подталкивает узнать: а чего я еще могу достичь? Но чаще это - возможность развития, научные исследования, дающие возможность общаться с невероятными людьми. Также это - чувство новизны, когда ты едешь в другое место, наши невероятные студенты, которые тебя мотивируют. Благодаря тому, что я имею возможность посмотреть, как работают другие коллеги, как функционируют некоторые вещи, я вижу, что мы можем сделать лучше, потому что хочется, чтобы естественные специальности у нас развивались, а не только в Киеве. Общая атмосфера в коллективе может также очень мотивировать, или иметь противоположный эффект. Также большое значение для меня имеет семья, которая меня поддерживает.
- Какие черты характера, по вашему мнению, должен обладать успешный ученый?
- Целенаправленность, стрессоустойчивость, порядочность, эрудированность, упрямство, инициативность и коммуникабельность.
- Что Вы можете посоветовать студентам и выпускникам ЗНУ для успешной самореализации?
- Быть заинтересованными в своей работе, заниматься саморазвитием, быть настойчивым, учить английский, не бояться брать на себя ответственность.