Проект «Истории успехов выпускников ЗНУ»: воспитанница биологического факультета, председатель Запорожского филиала Всеукраинской экологической лиги Ирина Пирогова
![Проект «Истории успехов выпускников ЗНУ»: воспитанница биологического факультета, председатель Запорожского филиала Всеукраинской экологической лиги Ирина Пирогова](http://sites.znu.edu.ua/znu_news/gallery/2021/03/news-53544-ukr-small-96110147_2551118711866302_3759516403267272704_n.jpg)
В Запорожском национальном университете (ZNU, Zaporizhzhia National University) продолжается воплощение в жизнь проекта «Истории успехов выпускников ЗНУ». Очередной его материал посвящен рассказу об опыте профессионального становления и успеха выпускницы ЗНУ Ирины Пироговой, которая в 2020 году закончила биологический факультет по специальности «Экология», а сегодня - успешный ученый, председатель Запорожского филиала Всеукраинской экологической лиги. Во время интервью она поделилась своим пониманием профессии, жизненным опытом и дала полезные советы студентам и абитуриентам.
- Госпожа Ирина, расскажите, пожалуйста, о себе и своем профессиональном опыте: в какой отрасли Вы сегодня работаете, чем занимаетесь?
- Всю свою жизнь я работаю в отрасли охраны окружающей среды. Мое, собственно, единственное образование – эколог. Чтобы начать о себе разговор, хочу обратить внимание, что образование в ЗНУ – уже второе высшее, до поступления на магистратуру по выбранной профессии я уже 25 лет работала в этой отрасли. По завершении в 1994 году Запорожского индустриального института работала в Государственном управлении охраны окружающей среды, потом работала в малом бизнесе, связанном с документацией для предприятий-природопользователей. С 2016 года занимаюсь общественной деятельностью – руковожу Запорожским филиалом Всеукраинской экологической лиги. С января 2021 г. являюсь помощником главы Запорожской областной государственной администрации (условно – по вопросам окружающей среды).
- Почему Вы в свое время выбрали для учебы именно этот факультет?
- С тех пор, как я начала заниматься общественной деятельностью, я поняла, что мне не хватает системных знаний в отрасли охраны окружающей среды. Индустриальный институт качественно готовит технических экологов, но для восприятия окружающей среды единой системой, для понимания этих сложных связей нужно несколько иное образование – экология как синтезированная наука, окружающая среда как единственная экосистема.
Нехватка системных знаний и побуждала после длительного перерыва опять засесть за учебники – и я стала студенткой биологического факультета ЗНУ по специальности «Экология». В 2020 году, после года учебы в магистратуре, я и мои однокурсники защитили свои квалификационные работы и получили заслуженные дипломы.
- Что Вам запомнилось больше всего во время учебы на биологическом факультете ЗНУ?
- Поскольку я училась уже достаточно давно, то я немного стеснялась через противоречивость устоявшейся связи «возраст-студент». Было достаточно странно очутиться за одной партой с людьми, которые младшие сына. Во время учебы в университете меня наиболее приятно поразило отношение преподавателей к студентам. Это – чудесные партнерские отношения. Практически каждый преподаватель на курсе – это яркий и интересный источник знаний и опыта. Мы дискутировали на занятиях, спорили – и после каждого занятия мы выходили обогащенные. С большим уважением отношусь ко всему преподавательскому составу нашего факультета. А еще, у нас была чудесная группа, все мои одногруппники – очень мотивированные, целеустремленные люди.
- Какими были Ваши первые шаги по завершению университета?
- Это трудно назвать «первыми шагами», поскольку образование было заочным и только продолжало мою деятельность.
- Поделитесь, пожалуйста, собственными секретами, как стать успешным в своей профессии?
- Наверное, это – «секрет Полишинеля». Надо быть влюбленным в свою работу. Если скучно, не понятно или тяжело – это не твоя профессия.
- Есть ли достижение, которым Вы особенно гордитесь?
- Для меня было большим достижением сесть за парту в 50 лет и начать опять учиться. Ощутимым и приятным достижением считаю первый свой волонтерский проект «Экологической школы Запорожья». Это – образовательный проект, направленный на повышение уровня осведомленности жителей города о состоянии окружающей среды, его влиянии на здоровье и об их собственных экологических правах. Полуторамесячный курс занятий (мы приглашали интересных спикеров разных уровней) проходил при поддержке единомышленников и центра «Вместе». Слушателей «Экошколы», которые пришли на занятие на второй сезон, было вдвое больше чем на первом. Кстати, наибольшее количество посетителей собрала лекция заведующего кафедрой экологии ЗНУ, профессора Александра Федоровича Рыльского о состоянии р. Днепр.
- Почему Вы в свое время решили связать свою жизнь именно с этой профессией?
- Как говорят, «так сложилось исторически». Шучу. Не могу сказать, почему. Зато могу сказать когда: когда училась в 7 классе школы и когда начала изучать химию.
- Какие знания и опыт, полученные во время учебы, стали для Вас самыми ценными?
- Как ни странно, это – философия. Наверное, потому, что эколог обязан быть немножко философом в стране, где господствует сырьевая экономика, а уровень экологических знаний граждан достаточно низкий.
Любимый предмет из магистратуры – системный анализ. Я просто влюблена в этот предмет, благодаря чудесному преподавателю – Григорию Александровичу Чаусовскому. Кстати, именно этот предмет сейчас больше всего помогает в работе.
- Что Вас мотивирует во время работы?
-Люди. Обычно, это – люди, которые целостно воспринимают себя как часть Природы.
- Какие черты характера, по вашему мнению, присущи успешному ученому?
- Способность «выключать» эмоции во время своих исследований. Мы все – живые люди, и кое-где нам мешает именно эта предубежденность, которая является продолжением эмоциональности. Это трудно – сохранять баланс спокойствия и непредвзятости и продолжать «гореть» своей профессией. Но это – и наибольшая ценность, которую ты можешь получить в профессии.
- Что Вы можете посоветовать студентам и выпускникам ЗНУ для успешной самореализации?
- Быть уверенными в себе и одновременно постоянно сомневаться. Вся наука держится именно на таких людях - тех, кто готов спорить с устоями и не боится ошибаться, ведь без ошибок не сделать удачный шаг.