
Восьмого апреля в Запорожском национальном университете (ZNU, Zaporizhzhia National University) состоялась онлайн-встреча администрации ЗНУ, научно-педагогических работников разных факультетов - гарантов образовательно-научных программ степени доктора философии и представителей проектных групп с первым проректором Донецкого национального университета им. В. Стуса, профессором Татьяной Нагорняк, во время которой участники поделились опытом подготовки к аккредитации образовательных PhD-программ и деятельности диссертационных советов.
Модератором мероприятия выступила профессор кафедры общей и прикладной физики, координатор PhD-программ в ЗНУ Виктория Меняйло. Во время встречи к участникам обратились проректор по научно-педагогической и учебной работе Александр Гура и проректор по научно-педагогической работе Юрий Каганов, которые отметили важность распространения лучших полезных практик и достижений системы подготовки PhD-кадров различных ЗВО. Ведь этот обмен информацией является взаимополезным для представителей различных высших учебных заведений, в том числе и для ЗНУ.
Во время мероприятия докладчик - доктор политических наук, профессор Татьяна Нагорняк - рассказала участникам онлайн-встречи об особенностях подготовки докторов философии в Донецком национального университета им. В. Стуса, а также поделилась опытом этого вуза о прохождении аккредитации образовательно-научных программ третьего уровня высшего образования. В своей презентации Татьяна Леонтьевна сосредоточила внимание присутствующих на анализе деятельности специализированных ученых советов для разовой защиты и аккредитации PhD-программ в ДонНУ. В частности, она осветила основные направления стратегии развития этого вуза и отметила критерии отбора аспирантов еще на этапе подачи заявлений абитуриентов, среди которых: соответствие научного руководителя требованиям, обязательности публикации в WoS и Scopus, практика заполнения карточек самоанализа научно-педагогических работников дважды в год, корреляция научных интересов поступающего и потенциального научного руководителя, способность заведения создать специализированный ученый совет для разовой защиты будущего аспиранта, междисциплинарность исследований, специфика контингента и т. д.
Докладчик обратила внимание присутствующих на том, что на начальном этапе подготовки докторов философии проходит утверждение научного руководителя, темы исследования, индивидуальной траектории обучения и исследования. Само обучение происходит через исследования и проектную деятельность, основанную на партнерских связях с различными европейскими университетами, национальными научными учреждениями, бизнес-корпорациями, обществом и властью.
Особенностями подготовки докторов философии в Донецком национальном университете являются: двойное руководство с привлечением иностранных коллег-ученых, широкий формат публичных аттестаций, индивидуальная траектория обучения за пределами университета, включенное обучение и неформальное образование (учебные модули ведущих европейских университетов), перечисление результатов обучения и прочее. Подчеркнула докладчик и важность публикационной активности аспирантов, возможности использования экспериментальной базы партнеров, интеграции с международными и отечественными сетями исследователей, промежуточных публичных аттестаций с презентацией результатов научных исследований.
Во время онлайн-мероприятия Татьяна Леонтьевна рассмотрела особенности деятельности специализированных ученых советов для разовой защиты ДонНУ имени Василия Стуса, изучение опыта экспертов, которые аккредитируют образовательные программы, а также представила этапы подготовки и прохождения ЗВО процедуры внешнего оценивания (аккредитации Нацагенством). Среди них: 1) подготовительный этап (проведение аудита документации, образовательных программ, протоколов, учебно-методического обеспечения, личных дел соискателей высшего образования, проведение анализа кадрового состава научно-педагогических работников, обеспечивающих образовательную деятельность по программе, которая аккредитируется, проведение анализа сайта учреждения высшего образования по актуальности представленной информации подсайтов факультетов, кафедр, профайлов НПР); 2) основной этап (размещение соответствующей информации на официальных ресурсах учреждения высшего образования, разработка и размещение на официальном сайте вкладки «Эксперту по качеству высшего образования», подготовка структурными подразделениями общей информации, которая может использоваться гарантами при подготовке сведений о самооценке образовательной программы, подготовка предварительной редакции «Сведений о самооценке образовательной программы»; подача заявления на аккредитацию образовательной программы в Нацагентство); 3) итоговый этап (разработка и размещение на подсайт факультетов (кафедр) вкладки «Аккредитация», содержащей всю информацию о реализации образовательной программы и внесении корректив, обнародование на официальном сайте ЗВО и представление в Нацагентстве «Сведений о самооценке образовательной программы»; формирование фокус-групп, которые могут участвовать во встречах с экспертной группой; проведение самоанализа работы гаранта, НПР, структурных подразделений при прохождении аккредитации; согласование графика онлайн-сессий аккредитаций; разработка дорожной карты по реализации ЗВО замечаний и рекомендаций экспертной группы и отраслевого экспертного совета и т.д.).
Также докладчик поделилась с участниками встречи рекомендациями относительно процедуры мониторинга и общественного обсуждения образовательных программ и рассказала об индикаторах анализа образовательных программ (динамика контингента специальностей и образовательных программ университета, анализ конкурентной среды образовательных программ университета, доля трудоустроенных по специальности выпускников, соответствие руководителей специальностей, гарантов и членов проектных групп образовательных программ лицензионным условиям осуществления образовательной деятельности, выполнение лицензионных условий научно-педагогическими работниками университета, соответствие научно-педагогических работников образовательным компонентам образовательной программы; позиции научно-педагогических работников по результатам внутреннего рейтингирования и опросы соискателей по качеству преподавания дисциплин; академический потенциал специальностей).
После основательного доклада участники собрания имели возможность задать вопросы гостье и получить на них исчерпывающие ответы. Ученых ЗНУ интересовали: отдельные аспекты привлечения деканатов, структурных подразделений (учебного отдела, отдела аспирантуры и докторантуры, центра карьеры, отдела качества) к командной работе по подготовке к аккредитации образовательных программ; пути привлечения иностранных коллег к двойному руководству научными исследованиями, система оплаты их работы; формы стимулирования работы гарантов образовательных программ; нормативная база для регулирования подготовки докторов философии; система контроля качества подготовки аспирантов, их аттестации; порядок распределения учебной нагрузки преподавателей и другие вопросы.
В конце мероприятия проректор Александр Гура и профессор Виктория Меняйло поблагодарили первому проректору Донецкого национального университета имени Василия Стуса Татьяну Нагорняк за интересное, очень полезное и информационно насыщенное выступление и выразили надежду на дальнейшее плодотворное научное и образовательное сотрудничество между нашими университетами.
С презентацией можно ознакомиться по ссылке:
https://drive.google.com/file/d/1t4R9ttl30MVu7TzYoFpOHHcNjpllBX_r/view?usp=sharing
Видеозапись встречи: