Университет Абитуриенту Учеба Наука Международная
деятельность
Студенческое
самоуправление
Новости пресс-службы ЗНУ / Новости / «Истории успехов выпускников ЗНУ»: автор и ведущая запорожского телеканала «ALEX.UA» Маргарита Доценко

«Истории успехов выпускников ЗНУ»: автор и ведущая запорожского телеканала «ALEX.UA» Маргарита Доценко

«Истории успехов выпускников ЗНУ»: автор и ведущая запорожского телеканала «ALEX.UA» Маргарита Доценко
09.04.2021 13:41 Всё Главные новости Відділ доуніверситетської підготовки, профорієнтації та працевлаштування Історії успіхів випускників ЗНУ Факультеты Журналистики ZNU Zaporizhzhia National University факультет журналистики отдел доуниверситетской подготовки профориентации и трудоустройства пресслужба проект Истории успехов выпускников ЗНУ

В Запорожском национальном университете (ZNU, Zaporizhzhia National University) продолжается реализация важного профориентационного проекта «Истории успехов выпускников ЗНУ». В его рамках сегодня предлагаем вашему вниманию интервью с воспитанницей факультета журналистики, автором и ведущей запорожского телеканала «ALEX.UA» Маргаритой Доценко.

Свой путь в журналистике Маргарита начала, еще учась на втором курсе факультета журналистики ЗНУ, сразу с прямых эфиров как ведущая утреннего шоу «Хорошее настроение». Уже несколько лет подряд Марго Доценко - автор рубрик утреннего эфира «Лучший день - сегодня»: «Арт-ЗУМ», «Хорошие новости», «Этикет» и ведущая интерактивного розыгрыша «Волшебная корзина», автор и ведущая программы «Линия стиля», звездного кулинарного шоу «Приятного аппетита», художественно-публицистического проекта «Любимое Запорожье. Мистическое» и социального проекта в прямом эфире «Врач онлайн». Сейчас она занимает должность шеф-редактора отдела информационно-развлекательных проектов.

Ведущая рассказала о своем взгляде на принципы работы тележурналиста, особенностях подготовки программ прямого эфира, рассказала о том, какие передачи на телевидении действительно интересны для современного зрителя, о культуре Запорожья, раскрыла вопросы актуализации исторического наследия города и многом другом.

- Какие возможности открывает профессия журналиста?

- Возможности не засидеться на одном месте. Как по мне, это - самое главное. Если говорить о журналистах-новостийщиках: это - Пахари, это люди, которые не имеют возможности думать о том, как они выглядят, когда и сколько они спят, что и когда они едят! Эти люди горят целью: найти тему, получить информацию и создать материал. Потому что это - их работа, а еще - зов духа. Такие журналисты почти всегда имеют определенный психотип, характер, который позволяет им жить в таком мире. Поэтому ... возможностей множество, но они доступны особому психотипа человека - если вам нравится всегда быть в таком движении, вам комфортно переживать стресс, вы знаете как его жить. Вам приемлема, например, такая ситуация: просыпаться ночью и понимать, что где-то произошел пожар, и надо на сайт или для сюжета фотографии получить, видео снять, выложить, написать. В вас нет страха перед таким образом жизни - тогда вы сможете работать в новостях. Здесь также важно, как к этому относиться ваша семья: есть семьи, которые будут принимать то, что у вас может быть профдеформация. Вы можете радоваться пожарам, дырявым крышам, ДТП. Потому что это - информационный повод, новость, просмотры, активность для вашего СМИ. Но есть семьи, которые не готовы к этому - они будут на вас смотреть и говорить: «Ну, ты нормальный?» или "Как ты можешь радоваться тому, что произошло ДТП?». Как я чувствую, в информационно-развлекательном сегменте больше не только возможностей, но и новых знакомств, связанных с вашими конкретными интересами. Но большое количество людей вокруг может быть и минусом, для меня это - всегда о «выходе из зоны комфорта». Например, я была тем человеком, для которого позвонить гостю или какому-то герою - огромная проблема, потому что я не люблю звонить, представляться, описывать, что хочу, навязываться. Конечно, сначала я очень страдала, а потом долго работала над этим и сейчас это не так мне больно. Вопрос денег? Потому что мы получаем профессию, чтобы устроиться на работу и получать деньги. Хочу отметить: в межрегиональном пространстве, конечно, зарплаты - выше, в регионах - ниже. Каждый выбирает для себя, а мое мнение таково: если бы я работала в межрегиональном пространстве, скорее всего, денег было бы больше, но все равно я чем-то в жизни пожертвовала бы: семьей, легкой связью с родителями, любимым городом или чем-то другим. Каждому - свое!

- На национальных телеканалах тема культуры не в приоритете: ее освещают в конце новостных программ, которые транслируются не в прайм-тайм или эта тема вообще замалчивается. И это понятно, потому что у такого контента один из самых низких показателей просмотра, но, вероятно, в региональных СМИ другая ситуация. Как с этим на «ALEX.UA»? Какая программа имеет высокие охваты, а какая - низкие?

- К сожалению, мы не можем на все 100% измерить рейтинг телепрограмм. Поэтому они создаются с учетом редакционных рассуждений и под заказчика. Узнать, плюс-минус, какой рейтинг у программы, можно по просмотрам в соцсетях или по отзывам зрителей. По моим наблюдениям, нашему зрителю интересны такие темы: жилищно-коммунальное хозяйство города, логично, политика, вопросы здоровья и юридическо-правовая тематика и животные. Почему культурная тематика не в приоритете? Потому что зритель такой. К сожалению или нет! Канал представляет наши новости в ленту ukr.net, но там в ТОП выходят новости о некой «поножовщине», убийстве, «отец изнасиловал ребенка», страшные, резонансные темы и так далее. Я чувствую, что большинству интересно смотреть про то, что пугает. Если бы у меня была возможность, я не рассказывала бы столько об изнасиловании, ДТП, о росте заболеваемости коронавирусом и другом негативе. Думаю, что такого рода тем должно быть меньше. Нужно делиться хорошими новостями - и мир подобреет. Но, я конечно, субъективна.

- Как говорить о культуре, чтобы это было интересно разной целевой аудитории? Лучше работать на конкретную аудиторию?

- А вы и будете работать на конкретную аудиторию, которая разделяет «вкус» вашей программы. Выбор темы - это «вкусовщина», не так ли? Кому-то может нравиться, а кому-то - нет! Оно так и есть в повседневной жизни. То есть, вы выбираете какую-то одну тему, которая интересна вам, и, если ее утвердило ваше руководство - пишите, если нет - не пишите.

- Как Вы проверяете информацию для программы «Любимое Запорожье. Мистическое»?

- Из-за того, что эта программа художественно-публицистическая, я имею право на некоторое преувеличение: могу использовать такие слова как «говорят», «существует легенда, миф». Не вся информация должна быть подтверждена документами. Мы ищем информацию, а затем формулируем тему. Иногда бывает такая ситуация, когда ты думаешь, что тема классная, но не можешь найти информацию для того, чтобы «занять» 20 минут эфира, или по определенным причинам не можешь набрать достаточное количество видео, или найти человека, который хотел бы говорить на конкретную, нужную тебе тему. Конечно, я опираюсь на историю, на мысли и взгляды этнографов, краеведов, но в моей программе фигурируют и родноверы, и священники, и гадалки! Интересная программа!

- Нужно создавать больше контента об андеграундной культуре в Запорожье и в Украине? Актуален ли он для аудитории?

- Я, наверное, не совсем понимаю, что вы имеете в виду, когда говорите: «андеграундная культура» ... Если мы говорим о телевидении, то, наверное, - нет. Потому что это была бы узко-специализированная, специфическая программа, которая обязательно должна была бы иметь спонсора, чтобы выходить в эфир. Тем более, если речь идет о региональном телевидении. Все проекты, которые вы видите в нашем медиапространстве сейчас, они созданы из-за того, что на них есть или квота, или спонсор. На телевидении нет такого: мне нравится эта тема/история/направление, поэтому я буду делать программу. Я сомневаюсь, что андеграундная культура - это интересно для аудитории нашего телеканала. Если человек интересуется такой тематикой и в этом действительно разбирается, то она обращается к интернет-ресурсам, на которых все о андеграунде. Каким он будет доверять, где найдет действительно интересную информацию, специфическую. А на ТВ - это было бы не так хорошо, как могло бы быть на спецпортале. Поэтому, думаю, такая программа "не зашла бы».

- В интервью спецпроекта ЗНУ Вы сказали, что мечтали связать свою жизнь с музыкой, в частности сейчас (если бы не журналистика) видели бы себя дирижером. Если бы у Вас была возможность вернуться в прошлое и настоять на своем выборе (театральном факультете), Вы бы пошли на театральный или все же остались на факультете журналистики?

- Я 11 лет играла на музыкальных инструментах - домре, фортепиано, и хотела поступать в музыкальное училище, но отец настаивал на университетском образовании. Поэтому после 11 класса я подала документы на театральное отделение ЗНУ и на факультет журналистики. Однако в театральное не прошла на бюджет, за эту специальность не платили бы родители, поэтому выбор был очевиден: судьба все решила в пользу журналистики. Хотя я и скучаю по музыке, однако мой путь сложился именно так, как сложился, так должно было быть, поэтому я ни о чем не жалею.

Факультет журналистики - это особая экосистема, где главные герои: преподаватели и студенты. Их жизнь, взаимодействие - это уникальный опыт, его ничто не заменит, это прекрасная возможность социализации. Я проживала много ситуаций, человеческих, которые открывали мне глаза, вроде: «А что, так можно было?». Для молодых людей, которые хотят быть журналистами, это очень хорошо, потому что потом мы же работаем именно с людьми! Я попала в мир, где было все: и понимание, и недоразумение; и амбиции преподавателей и студентов; и хорошее и плохое отношение; и множество всего другого! Но как надо себя настраивать? Надо учиться! Если Вы уже там, то берите от ситуации все! Учитесь, идите за преподавателями, которые Вам импонируют как люди. И Вы точно возьмете у них все лучше! И неважно, какую специализацию или профессию Вы приобретаете, это - универсальный совет.

- Какие блюда Вы готовите в кулинарном шоу - более изысканные, ресторанные или простые? Какое Ваше любимое блюдо?

- Есть два варианта. Первый - это когда приглашенный гость (например, Наталья Сумская) предлагает приготовить любимое блюдо своей семьи - борщ, и говорит, что такого борща мы никогда не ели, и он нас и зрителей, научит. Тогда наш фуд-продюсер расписывает, сколько каких ингредиентов должно быть, последовательность приготовления блюда и то, как это созвучно ведению программы. Во втором варианте: гость предлагает нам подобрать блюдо по вкусу. Например, Евгений Хмара не знал, что готовить, поэтому готовил у нас шарлотку. В этом случае главное, чтобы по типажу, образу, психотипу гостя блюдо ему «шло». А лично я очень люблю готовить совершенно разные блюда и очень советую девушкам готовить для своей семьи, для родных, потому что это имеет большое, не главное ли значение.

- Какие навыки, по Вашему мнению, являются наиболее важными для культурного журналиста?

- Для журналиста, работающего в области культуры? Или для того, который культурный? (Ред.: Смеется.) А, кстати, если журналист не будет культурным, то и тема культуры его не заинтересует! Если бы я дома не сервировала стол к каждому завтраку, обеду и ужину, то и тема столового этикета меня бы не интересовала, а рубрика «Этикет» не родился бы. Поэтому первое - это заинтересованность темой. Второе - желание работать, даже если не получается с первого раза. И если вам интересно, вы не сдадитесь при первом поражении - то можно ждать успех!

И в-третьих, я, все же, посоветовала бы тем журналистам, которые хотят работать над культурологическими темами, почувствовать, что такое принцип уместности. Вы должны быть всегда уместным: ваш внешний вид, манера говорить, голос, вопрос, словарный запас, и внутреннее состояние! Вы не можете ехать на съемку, на спектакль, в театре, одетые в джинсы и парку. Это сразу показывает, насколько серьезно и с уважением вы относитесь к делу и к теме, к артистам, с которыми будете общаться, к зрителям, рядом с которыми будете сидеть. Вы не можете! Хотя так делает большинство. Джинсы уместны, если Вы едете снимать в подвал, где члены ОСМД бьются друг с другом за должность бухгалтера дома!

Как отличить обычного человека в культурном мероприятии, от человека, который действительно интересуется и знает тему? Посмотреть на него, послушать его и почувствовать его состояние. Если Вы хотите писать о культуре - будьте культурным!

Из области общих знаний: джинса - это дешевая ткань, которую матросы ввели в обиход, им надо было иметь практическую, дешевую и прочную ткань, исключительно с утилитарной целью! Это - не лучший вариант одежды в культурном кругу, там, как правило, знают историю возникновения того или иного предмета или ткани, или предмета гардероба. А еще «джинса» - это заказуха, на журналистском сленге...

- Вы рассказывали, что журналисты «ALEX.UA» универсальны. Как по Вашему мнению, лучше знать всего понемногу или специализироваться на определенной теме? И одно другому не мешает ли?

- Я уверена, что преподаватели в университете сказали бы, что лучше разобраться в одной теме. Это правильно и логично. И действительно, мир строился по принципу экспертности. Однако есть тенденции времени. О чем я говорю? Сейчас мы можем одновременно, например, готовить еду и сидеть на паре при помощи ноутбука. Слушать лекции интересных вам людей и мыть пол. Лежать в ванной и смотреть кино. Заниматься только одним делом современному человеку трудно. Это реалии, сейчас мозг должен двигаться, человек постоянно должен быть в темпе, чтобы все успевать, чтобы постоянно строились новые нейронные связи, а это - залог молодости. Я не знаю, хорошо это или плохо, но так есть. Как это связано с профессией? Время требует от работников скорости и универсальности. Ты должен уметь все, что необходимо от тебя твоему работодателю. Делать несколько дел одновременно. Конкретно, я должна и с врачами говорить, и с культурологами, и с этнографами, и, если понадобится, провести интервью с директором страховой компании. Писать и о граффити, и об инсталляции, и о моде, и о привидениях! А потом сесть и составить сетку для эфира с шести утра до девяти. Если бы я с этой данностью не соглашалась, то не работала бы на этой конкретной работе, надо было бы ее менять. Всегда выбор - за вами.

- Какими качествами должен обладать журналист, чтобы хорошо провести свой первый прямой эфир?

- Хотеть! Вы замечали, когда человек чего-то действительно хочет, то он это получает! И с прямыми эфирами так же! Хочешь хорошо вести прямые эфиры - будешь все для этого делать! Качества: я не поддерживаю евгенику, но что-то в этом есть, в плане склонностей! Если вы склонны много говорить и всегда подбираете меткие слова - это хороший старт. Если у вас большой объем легких, вы от природы обладаете красивым тембром, вас просто приятно слушать - это плюсы. Но, если вы не обладатель всего, что перечислено выше, но вы хотите быть профи прямых эфиров, вас ничто не остановит. Вы научитесь! А теперь конкретно, как бы я готовилась к прямому эфиру, тем более, первому. Я бы прописала сценарий до каждой запятой и каждой паузы. Подготовила бы и записала несколько вариантов своих «живых реакций» на гостя/ситуацию/телефонный звонок. Хорошо бы подготовилась по теме программы, чтобы действительно понимать, о чем речь. Заранее приготовила бы себе свой образ: одежда, аксессуары, папку для сценария, продумала бы макияж и прическу. Чтобы ничего не отвлекало от самой сути, чтобы быть уверенной в себе. Выспалась бы! И совет: не пейте перед эфиром чай и кофе, газированные напитки, это повлияет на Ваш речевой аппарат, лучше выбирать теплую воду, можно с лимоном. Никакого курения, не знаю, кто курит сейчас из молодых людей? Курить - себя не уважать, и перекрывать себе путь к успехам с процессом произношения. А еще, практикуйтесь: сейчас у всех есть Инстаграм, Фейсбук, мы можем проводить собственные прямые эфиры, участвовать в чужих - это отличная практика! Хотите - делайте.

 

Кафедра теории коммуникации, рекламы

и связей с общественностью

 

 

Похожие новости