Университет Абитуриенту Учеба Наука Международная
деятельность
Студенческое
самоуправление
Новости пресс-службы ЗНУ / Новости / Проект «Истории успехов выпускников ЗНУ»: воспитанница факультета журналистики, ведущая радиостанции «НВ» Елена Русинова

Проект «Истории успехов выпускников ЗНУ»: воспитанница факультета журналистики, ведущая радиостанции «НВ» Елена Русинова

Проект «Истории успехов выпускников ЗНУ»: воспитанница факультета журналистики, ведущая радиостанции «НВ» Елена Русинова
12.04.2021 15:38 Всё Главные новости Факультеты Журналистики Відділ доуніверситетської підготовки, профорієнтації та працевлаштування Історії успіхів випускників ЗНУ ZNU Zaporizhzhia National University факультет журналістики відділ доуніверситетської підготовки профорієнтації та працевлаштування пресслужба проєкт Історії успіхів випускників ЗНУ

В Запорожском национальном университете (ZNU, Zaporizhzhia National University) продолжается воплощение в жизнь профориентационного проекта «Истории успеха выпускников ЗНУ». В его рамках предлагаем вам интервью с журналисткой радиостанции «НВ», автором радиопередач, активной и талантливой Еленой Русиновой.

- Ты, еще учась на факультете журналистики ЗНУ, выбрала радийную специализацию. Учитывая твой профессиональный опыт, ты не изменила радиовещанию. Почему именно радио?

- Я не думаю, что в 19 лет (а именно столько мне тогда было, кажется) возможно точно сказать, чем именно ты будешь заниматься долгое время. Тем более, когда есть необходимость постоянно адаптироваться под новые условия. И собственные предпочтения со временем меняются. Но в моем случае происходил perfect match. Я очень органично себя чувствую, когда делюсь информацией, и мне легче ее структурировать именно во время разговора. Значительно сложнее писать тексты и работать на камеру. В первом случае мне постоянно хочется что-то исправить в материале, а во втором - я слишком отвлекаюсь. Поэтому радио стало идеальным медиа для меня. Кроме того, прослушивание радио или подкастов можно сочетать с другими делами, или делать это во время прогулки. А в мире мультизадачности и вечных попытках успеть как можно больше - радио лучший вариант.

- Еще студенткой ты начала сотрудничать с местной радиостанцией. Отдавала предпочтение радиостанциям информационных форматов. По твоему мнению, в чем преимущество таких редакций?

- Очень трудно «отупеть». Потому что каждый день приходится работать с актуальной и важной информацией. Необходимо глубже разбираться в каждой теме, которую тебе предлагает редактор. Надо обработать массив документов или видео, сформировать базу материала и понять, какие вопросы возникают. И эти вопросы надо задать компетентному человеку. Затем начинается поиск этого человека и общение с ним. Так получается, что в конце дня ты точно знаешь, как измеряют качество воздуха и кто этим в городе занимается. Или почему до сих пор заблокирована работа Конституционного суда. И куча-куча других знаний. К тому же, среди журналистов в таких редакциях часто уже есть узкопрофильные специалисты. Кто-то стабильно пишет об экономике, кто-то - о спорте, другие - специалист в теме медицины. Иногда достаточно 10 минут разговора с таким человеком, чтобы быть «в теме».

- После работы на одной из запорожских радиостанций ты поехала в Киев. Как встретила тебя столица? Что было самое сложное на этом этапе?

- Возможно, это прозвучит смешно, но самым сложным в первый месяц было найти место или адрес события, на которое меня отправили в редакции. Так случилось, что я приехала в Киев утром в воскресенье, а в понедельник уже началась моя стажировка на радио «Эра». И следующие две недели я прожила в страхе, что меня никуда не возьмут. Меня часто отправляли «в поле», и в этот же день я должна была подготовить информационный сюжет в эфир. Каждый день я высчитывала свой маршрут по минутам, чтобы всюду успеть. Кстати, позже я заметила, что в 9 из 10 случаев люди, которые приехали из других городов лучше киевлян ориентируются в столице.

- Как найти свою радиостанцию? Как это произошло у тебя?

- Не искать ее. Я не искала конкретное радио (и, по правде, выбор не такой большой). В Запорожье возможность работать на радиостанции была только одна - туда я и устроилась. Не скажу, что от всей работы там я получала удовольствие. У меня были классные коллеги, я поняла, что такое работа в прямом эфире, познакомилась с пультом, научилась работать со звуком и монтажом. Но здесь я также сталкивалась с полным недоразумением со стороны руководства, так освобождаться и переезжать было невероятно легко. Уже в Киеве я устроилась на радио «Эра» отчасти потому, что там работала лучшая подруга, частично, потому, что тянуло к работе с такими темами, как политика, экономика, социалка. Почему-то в 20-22 года есть желание всем доказать, что ты такая классная и умная, во всех сложных темах разбираешься, всех спикеров знаешь, и основательный материал напишешь. Желание работать с такими темами не исчезло, но я теперь спокойно отношусь к тому, что могу совершенно чего-то не знать, и есть потребность задавать «тупые» вопросы. Где-то за полтора года радиостанция трансформировалась, и мы стали частью холдинга НВ. С предыдущего штата перешло около 10-15% коллектива, среди них была и я. Это были новые задачи, новый офис, новые люди - это дает сильный азарт, тем более, когда формируется действительно сильная команда из разных специалистов. Две недели у нас были тракты (имитация прямого эфира) перед запуском. И уже на том этапе я понимала, что хочу работать только здесь. Потому что на редакционную политику не влияет инвестор, нашим основным принципом работы был баланс мнений в эфире. И что важно, предлагалась хорошая зарплата. Еще и люди, несмотря на разные характеры, опыт и возраст, исповедуют одинаковые ценности в профессии.

- Какие навыки важны для современного радиожурналиста?

-Здесь я бы говорила о hard и soft skills. К первому я бы отнесла умение работать со звуками, написание коротких и понятных материалов, умение различать новости и темы, навыки начитки и знание английского. Ко второму - умение адаптироваться, любознательность, умение «думать звуками», то есть представлять, как будет звучать материал в итоге.

- Вспоминая себя студенткой и учитывая свой профессиональный опыт, что бы посоветовала нынешним студентам факультета журналистики?

- Больше практики. Даже если ее и так много. Возможно, у вас есть перечень любимых тем - начните с них. Если это политика, то узнайте больше о местной власти. Хотя бы фамилии, должности и области ответственности. Если это футбол, то выясните, как дела у местной команды. И выберите для себя несколько медиа, заслуживающих доверия, в которых, возможно, мечтаете работать. Читайте, смотрите, слушайте. Пожалуй, и все. Но не забывайте о личной жизни. Поверьте, сейчас у вас точно есть время и на друзей, и на семью, и на хобби.

- Сегодня много говорят об универсальности журналиста. Какое твое отношение к такому тренду?

- Не думаю, что этот тренд современный. Потому журналистов всегда воспринимают как людей, которые обязаны разбираться в многих темах. А это уже признак не только эрудированности, но и универсальности. Безусловно, чем больше ты умеешь, тем ты ценнее. Но надо делать акцент на своих сильных сторонах. Классно монтируешь и делаешь это с удовольствием - это твой талант. А параллельно можно работать над тем, что получается хуже, но все равно нравится. Я к тому, что не все могут написать вдумчивую аналитику о медицинской реформе, не все могут подобрать плейлист на неделю для радиостанции, не все могут создать эффект присутствия во время репортажа. Что-то всегда будет получаться хуже, а что-то лучшее.

- Ты работаешь в ньюзруме, интересуешься спортом и комментируешь спортивные события, а на сайте радиостанции ты обозначена как ведущая программы «Истории украинской музыки». Как удается совмещать? И что в приоритете?

- Надеюсь, что мне действительно удается все совмещать. Потому что иногда это похоже на поиск баланса, которого никогда не будет. В приоритете, безусловно, подготовка материалов для прямого эфира. Это ежедневная работа над несколькими темами, которые формируются на основании информационной картины дня. Программу о музыке я преимущественно формирую накануне выхода. А в течение недели договариваюсь с исполнителями о комментариях. То есть, это та работа, которая требует долгосрочного планирования и предварительного согласования. О комментировании спортивных событий - это собственная инициатива, которую поддержало руководство.

- Нередко люди, которые работают над новостями, довольно быстро «выгорают» и работа превращается в рутину. Как удается тебе удерживать интерес к работе информационщика?

- Во-первых, я просто обожаю узнавать новое. А ежедневно в новостях СТОЛЬКО НОВОГО. Это не истощает, а заряжает. Во-вторых, я из тех странных и редких журналистов, которые с легкостью могут не смотреть ленту новостей и соцсетей на выходных и в отпуске. Ведь все должно быть дозированным. Невозможно всегда быть «в курсе». Надо давать мозгу отдохнуть. А потом он тебя отблагодарит. В-третьих, у меня есть жизнь кроме работы и она достаточно насыщена событиями. И когда бывают периоды усталости (а они бывают у всех) от работы, я могу отдохнуть и не чувствовать за это вину.

- Во время учебы ты вместе с подругами часто ходила в походы. На сколько сохранилось это увлечение туризмом?

- Походы в горы, это одна из самых крутых вещей, которая случилась в студенческие годы. И осталась надолго. Это не просто идеальный способ "проветрить голову" и по-другому посмотреть на своих друзей. В горах можно с собой лучше познакомиться. И именно поэтому, я очень скучаю, потому что последний раз мы ходили в поход еще летом 2019 г. Вот 2020-й и здесь подтвердил свою плохую репутацию. Хочу исправить ситуацию в этом году.

- В свое время ты имела опыт экоактивизма, увлекалась туризмом. На сколько для журналиста важны подобные активности?

- Они точно не являются обязательными, как и многое в жизни. Но, если есть мотивация и желание - это супер. Опять же, повторяю свое мнение, что кроме работы должна быть другая жизнь. По крайней мере, мне это необходимо. И любая активность является частью личности. Это может быть как увлечение в свободное время, так и полноценная деятельность, например общественный активизм. Единственное уточнение - это не должно влиять на вашу беспристрастность в работе.

 - Что самое сложное в работе радиожурналиста?

- Есть две сложные ситуации. Первая, когда нечего сказать. А тишина в эфире - это самое худшее для радио. Вторая ситуация, когда надо сказать очень много в ограниченное время. Приходится искать короткую и самую удачную форму.

- Какая она? Радиостанция твоей мечты?

- Радиостанции, которую создали журналисты за счет постоянных слушателей. И этих слушателей - миллионы. В таком варианте, как мне кажется, в полной мере реализуется сценарий «ответственность перед аудиторией = доверие к медиа».

 

Юлия Любченко

 

 

 

Похожие новости