Университет Абитуриенту Учеба Наука Международная
деятельность
Студенческое
самоуправление
Новости пресс-службы ЗНУ / Новости / В ЗНУ обсудили диджитализацию образования и академическую добродетель в вузах Украины

В ЗНУ обсудили диджитализацию образования и академическую добродетель в вузах Украины

В ЗНУ обсудили диджитализацию образования и академическую добродетель в вузах Украины
04.06.2021 11:52 Всё Главные новости Факультеты Исторический ZNU Zaporizhzhia National University исторический факультет научная деятельность диджитализация академическая добродетель

На днях в Запорожском национальном университете (ZNU, Zaporizhzhia National University) провели обсуждение актуальной темы «Администрирование украинского высшего образования на основе европейских стандартов и ценностей». В мероприятии приняли участие ученые из ведущих высших учебных заведений Украины. Среди спикеров мероприятия были доцент исторического факультета ЗНУ Татьяна Винарчук и профессор кафедры культурологии и украиноведения ЗГМУ Татьяна Гребенюк.

Первой во время мероприятия выступила Татьяна Винарчук, которая рассказала об актуальности склонения исторического образования в направлении диджетализации. Особенно она акцентировала внимание на том, что без осведомленности людей в «цифровом мире» диджитализация невозможна, то есть изучение цифровых технологий должно быть привязано к большинству факультетов. «Без цифровой компетентности населения мы не сдвинемся с "мертвой точки", мы не используем тот уникальный потенциал, который нам дают цифровые технологии для достижения задач», - говорит Татьяна Винарчук.

Далее спикер остановилась на возможностях, которые предоставляет диджетализация в области истории, ссылаясь на Европу и достижения Украины. «В Украине в каждой программе на всех исторических факультетах есть такая дисциплина как «информационные технологии в истории». На ней мы изучаем такие инструменты, как текстовые процессы (очень часто к нам приходят студенты, которые не умеют даже работать с вордовским документом), мы учим их работать с поисковыми системами, цифровыми библиотеками, архивами и облачными сервисами. Но сегодня этого недостаточно, чтобы историк мог себя адекватно чувствовать в цифровой эпохе», - говорит Татьяна Винарчук. Ставя в пример Европу, она отметила, что в большинстве европейских государств человек может, не выходя из дома, посмотреть виртуальные экспозиции знаменитых памятников Европы.

Также докладчик вспомнила о диджитализации библиотек, которая значительно упрощает исследования и увеличивает доступность книг и рукописей. «Для того, чтобы продолжать оцифровки архивных фондов, необходимо большое количество историков, которые обладают знанием этих технологий», - отметила она. Сегодня украинцы могут пройти виртуальный тур Софией Киевской, но при этом они не могут увидеть из дома Андреевской церкви, Киево-Печерской Лавры, Успенского собора и др. Также цифровые технологии помогают историкам восстанавливать те памятники, которые были утрачены. Ярким примером является виртуально восстановленная крепость Тустань. «Но для таких процессов, информационных технологий, изучаемых в течение одного семестра, недостаточно. Коллектив Запорожского национального университета, в частности исторического факультета, размышляя над вызовами цифровой эпохи, пришел к выводу, что нам необходимо модернизировать подготовку историков. Параллельно с традиционными образовательными программами стоит вводить специализированные образовательные программы, содержащие более расширенную диджитал-подготовку», - говорит преподаватель.

После Татьяны Винарчук слово предоставили Татьяне Гребенюк, которая рассмотрела тему академической добродетели, очень популярную через интеграцию в европейское образовательное пространство. «Академическая добродетель является ценностью, кроме того, что морально-этической, так еще и очень важной в плане того, насколько мы можем быть приняты в системе европейских ценностей», - отмечает Татьяна Винарчук. Также она добавила, что этот год был очень сложный в плане добродетели студентов за того, что большинство обучений проводилось в онлайн-режиме, поэтому количество нечестно написанных работ в значительной степени возросло.

Профессор кафедры культурологии решила остановиться на проблеме доверия между студентами и преподавателем, пытаясь найти границу между доверием и правилами, отмечая, что доверие - один из фундаментальных аспектов добродетели, поэтому он очень важен для организации образовательного процесса.

Татьяна привела в пример действия образовательных учреждений разных стран, выделяя как недейственные способы навязывания добродетели, так и радикальные, которые являются вообще неэтичными. Также были представлены статистические данные по добродетели студентов и приведен в качестве примера эксперимент психолога Джеймса Ланга «Уроки мошенничества», который был проведен в 2010 году. И она предоставила большее предпочтение исследованию доверия в профессиональных отношениях «работник - работодатель», в которых акцентировали внимание на внутренней мотивации. Перенося это все на отношения «студент - преподаватель» можно понять, что студент, который заинтересован в обучении, является добродетельным учеником, который не будет прибегать к нечестному написанию работ. «Мотивированные по определенной деятельности люди, которые имеют внутренние потребности делать то, чем они занимаются, будут выполнять свою деятельность и оправдывать доверие», - говорит Татьяна. - Но при этом она отмечает, что «сотрудничество с преподавателем требует полного спектра применения мер контроля». Также, по словам Татьяны Винарчук, для увеличения количества академически добропорядочных студентов нужны публичные обсуждения проблемы, то есть ее замалчивания не должно быть. Участники мероприятия поблагодарили спикеров за интересные и глубокие доклады на актуальные темы.

Напомним: на днях Запорожский национальный университет в очередной раз выступил центром научного события международного уровня: конференция «Европейские ценности в украинском образовании: вызовы и перспективы», организованная в рамках международного проекта «Erasmus + Jean Monnet Module "European Values in Literary Arts"» (599918-ЕРР- 1-2018-1-UA-EPPJMO-MODULE EUVOLIA), объединила в стенах ЗНУ 265 ученых, преподавателей, студентов, публичных интеллектуалов и менеджеров образования из всех регионов Украины и четырех европейских стран: Нидерландов, Швеции, Великобритании и Германии. Поэтому указанное мероприятие состоялось именно в рамках этого масштабного проекта.

 

Владислав Макаренко

Похожие новости