Университет Абитуриенту Учеба Наука Международная
деятельность
Студенческое
самоуправление
Новости пресс-службы ЗНУ / Новости / Проект «Истории успехов выпускников ЗНУ»: воспитанник факультета журналистики, digital-редактор «Forbes» Виктор Кищак

Проект «Истории успехов выпускников ЗНУ»: воспитанник факультета журналистики, digital-редактор «Forbes» Виктор Кищак

Проект «Истории успехов выпускников ЗНУ»: воспитанник факультета журналистики, digital-редактор «Forbes» Виктор Кищак
08.06.2021 11:00 Всё Главные новости Факультеты Журналистики Відділ доуніверситетської підготовки, профорієнтації та працевлаштування Історії успіхів випускників ЗНУ ZNU Zaporizhzhia National University факультет журналистики отдел доуниверситетской подготовки профориентации и трудоустройства пресслужба проект Истории успеха выпускников ЗНУ

В рамках масштабного профориентационного проекта «Истории успехов выпускников ЗНУ» (ZNU, Zaporizhzhia National University), который проходит в вузе, предлагаем вашему вниманию рассказ воспитанника факультета журналистики, digital-редактора «Forbes» Виктора Кищака. Еще во время учебы в университете он стал соучредителем студенческого портала «Пороги», а сейчас работает в украинском деловом журнале «Форбс». В этом интервью он поделился своими мыслями относительно журналистского образования. Рассказал о том, что, по его мнению, самое главное в профессии, вспомнил о работе с премьер-министром и многом другом.

- Господин Виктор, чему такому научил Вас факультет журналистики, что на Ваш взгляд, невозможно было узнать на тренингах, курсах?

- Я не был большим фанатом высшего журналистского образования. Мне кажется, что 4-5 лет - это много, чтобы учиться профессии, ведь она ремесленная, и там нужно просто брать и делать. Но важность журналистского образования и университета в целом - это комьюнити. Потому что вы находитесь в определенном кругу людей, исповедующих определенные цели, и преподаватели в этом помогают.

Если мы говорим именно о факультете журналистики ЗНУ, то он еще до революции Достоинства был центром украинской идеи. Это немного звучит пафосно, но именно после времен евромайдана это чувствуется. Язык обучения - украинский, изучаем украинское, говорим об украинских нарративах. И это, действительно, очень отличалось от того, что было в других городах. Даже недавно я рассказывал об этом своим знакомым из Могилянки, и они удивлялись, что у нас в Запорожье на факультете преподавали на украинском.

Самое главное в профессии - практика. Когда я учился, университет неплохо «закрывал» эту тематику: приводили журналистов на факультет, нас обязывали проходить практику, где мы получали необходимые навыки.

В мое время обучения многие преподаватели сами еще изучали ту тематику, которую они преподают. Но из-за этого те студенты, которые действительно хотели учиться и понимали важность предметов, вместе изучали и выходила неплохая синергия. Я думаю, что преподавание и должно базироваться на практических исследованиях, а не исключительно на теории.

- Как Вы относитесь к известному изречению «журналистике невозможно научить, но ей можно научиться»?

- Если действительно теоретически учиться четыре года, и затем пойти в профессию, а не практикуясь с первого-второго курса, то может получиться большой диссонанс. Вы проучитесь четыре года, не понимая, о чем эта профессия. Если вы практикуетесь «со старта», то видите людей, комьюнити, понимаете «ваше» ли это.

Не надо воспринимать университет как константу, вспомните хотя бы историю Цукерберга ... Это место, где нужно пробовать себя и определяться. Просто проучившись теории четыре года, можно потом очень пожалеть, поняв, что это не «твое».

- Вы выучились на факультете журналистики по специальности «Интернет-журналистика». Как известно, людям из этой отрасли свойственно не только уметь писать, но и разбираться в digital, онлайн-маркетинге и в профильных инструментах. В частности, это и прослеживается в Вашем резюме. То, что нужно иметь навыки по другим специальностям, Вы понимали еще во время учебы на факультете или пришло с опытом?

- В обучении. На занятиях по тележурналистике мы делали полноценные телевизионные выпуски, и я тогда разобрался в том, как снимать, монтировать. Также мы верстали газету для других предметов. Словом, надо максимально «проходиться» по всем отраслям для того, чтобы понять: вы «вижуал», «текстовик» или еще что-то ... На одном из курсов мы запустили сайт «Пороги». Он стал еще одной площадкой, на которой мы могли показать свои практические навыки. Кто-то фотографирует, кто-то пишет, а ты «обкатываешь» все эти инструментарии, в основе которых - слово.

Не нужно корить себя за то, что кто-то знает, как делать маркетинг в ток-токе, кто-то знает, как пользоваться рекламой в фейсбуке. Это все - инструментарии, они меняются каждые полгода, очень динамично. Подтянуть hard skills - это не проблема, если у тебя есть хоть немного мозгов. Самое главное выделить основной skill комуникационщика-журналиста - это умение четко и понятно передавать свои идеи. И не важно: пойдете копирайтером и будете продавать слоган, будете писать фичеры, как на «Форбс», на 15 000 знаков. Если вы не знаете, как подавать людям истории и работать со словом, то эти навыки надо подтянуть. Все остальное - приобретается.

- По Вашему мнению, в современной журналистике осталось место для творчества? Или все настолько диджитализировалось, что остается только работать по технологиям?

Журналистика всегда была ремеслом. И в этом слове нет ничего плохого. Если вы почитаете биографию сюрреалиста Сальвадора Дали, то узнаете, что он начал свое мастерство именно на классике, то есть тренировался на ней. Свой стиль, то есть творчество, он приходит на основе постоянного однообразного прохождения чего-то. Сначала надо научиться делать базовые вещи.

- Господин Виктор, Вы начинали работать редактором студенческого портала «Пороги», а сейчас работаете в украинском «Forbes». Между этими двумя изданиями был достаточно большой период Вашей жизни, во время которого Вы успели поработать и на телевидении, и в известном интернет-издании, а также в команде премьер-министра Украины. Эта перемена мест работы была оправдана профессиональным ростом или Вам как журналисту хотелось работать в различных проектах и направлениях?

- Цикл работы журналиста в одном медиа, если так посмотреть, то он вообще недолог: год-два. На телеканале «Эспрессо» я работал достаточно долго, как для меня. Медиа - это вообще скоротечная штука. И от того, что вы сейчас журналист, а потом будете иметь менеджерскую позицию, может пройти всего год. Во-вторых, люди, которые руководили вами, станут уже вашими подчиненными, поэтому, пожалуйста, будьте со всеми толерантными и адекватными. А в-третьих, если ты проактивный, то очень быстро достигнешь чего-то.

Потом я был в команде премьер-министра два года, тоже не могу сказать, что это было кратковременно. Там я занимался digital-коммуникациями. Затем завершилась каденция премьера, и, соответственно, закончился проект.

В «Бабеле» я работал 3-4 месяца, но эта работа завершилась для меня из-за смены инвестора. Примерно полгода я писал «Украинской правде», запускал со своей хорошей знакомой Оксаной Мороз проект «Инфогигиена. Как не стать овощем». Кроме того, писал в разные европейские и грантовые издания. А потом ушел в «Форбс».

- Насколько я понимаю, Вы пришли в «Forbes» в достаточно непростые времена для этого журнала, во время его повторного запуска. Как это - работать в таком достаточно почтенном издании? Вы почувствовали какую-то повышенную социальную ответственность или приобретение определенной статусности своего имени?

- «Форбс» запускался в начале коронокризиса, дистанционно. У нас сначала даже не было офиса, он вообще у нас появился не так давно. Это издание выпускалось в печатном виде как журнал в 2020 году. Это выглядит аномально.

Я в журналистике не так долго - 10 лет, но за это время я работал с разными людьми. У меня нет резкого скачка. Вот, например, когда я учился в университете, то покупал много журналов на различные тематики. И те люди, которые туда писали, я их читал, уважал, а потом с ними просто начал работать. Например, на «Эспрессо» я работал с Виталием Портниковым, правил его тексты.

Я читал «Форбс», когда еще учился в университете, сейчас я там работаю. Я пошел в это медиа, ведь оно запускалось с целью зарабатывать, быть как бизнес. Ну, и, соответственно, влиять на популяризацию ведущей тематики - предпринимательского духа в Украине.

- Был такой период у этого издания, когда сотрудники собственноручно развозили экземпляры для популяризации журнала или через недостающую логистическую систему. Изменилась ситуация сейчас?

- Это был просто маркетинговый ход. Человек, который делал обложку, якобы собственноручно доставляла журнал своим читателям. То есть нет, у нас не было никаких проблем с логистической системы. С самого начала выпуска была возможность его купить только онлайн, в розницу начали продавать не так уж и давно. Кстати, идея продавать журнал онлайн не была связана с карантином с самого начала. Это такой новый подход: заказать онлайн, а затем курьер доставит прямо под дверь.

Это на самом деле еще и маркетинговый сигнал, «Форбс» тридцать лет назад и сейчас - это разные издания. Этот журнал не только о миллиардерах, но и о предпринимательской деятельности. Например, если вы создали страницу в Instagram и продаете там вещи, то это уже предпринимательство. Так же и с созданием Telegram- или YouTube-каналов, на которые вы выкладываете контент и монетизируете его.

- Обычно, когда люди слышат название журнала «Forbes», то они представляют качественное солидное издание. А какие ассоциации возникают у Вас?

- На самом деле у меня эти ассоциации немного искривленные, ведь я там работаю и понимаю всю ту «кухню». Но единственное мое убеждение остается неизменным: предпринимательская деятельность драйвит, движет Украину вперед. И об этом наш журнал.

- Это интервью будут читать и студенты факультета журналистики, в частности. Какую установку Вы хотели бы им дать?

- Совета две: во-первых, читайте побольше тематического. В свои годы я насыщал себя всем, смотрел по два-три фильма в день. А второй совет - выдавайте продукт: для себя, для фейсбука, для телеграмма. Выдавайте что-нибудь. Потому что на определенных этапах вам кажется, что вы делаете что-то крутое, а через несколько лет посмотрите на него, и поймете, что это было не слишком хорошо. И вот это будет значить, что у вас прогресс.

Поэтому впитывайте больше полезного и практикуйтесь на любых площадках.

 

Алла Стрелец,

студентка 2 курса факультета журналистики

 

Похожие новости