23.12.2010 10:28
Накануне Нового года на факультете социальной педагогики и психологии Запорожского национального университета в рамках круглого стола «Глубокая психологическая символика праздника Новый год ученые и студенты решили исследовать украинские традиции организации и обрядовую основу праздника, символику, особенности подготовки и празднования, психологические аспекты ожидания Нового года, возможности и потребности, которые удовлетворяет празднование, раскрыть сущность мужского и женского архетипов праздника.
Об обрядовой основе зимних календарно-обрядовых праздников, связи фольклора и театра, собственных наблюдениях и впечатлениях рассказала Надежда Стадниченко: «Еще с детства в нас закладываются новогодние и рождественские обряды. Значимость этих фольклорных традиций сохраняется и сегодня и заключается в глубоких психологических преобразованиях в человеческих душах».
Ольга Стадниченко рассказала, что Новый год - это не календарно-обрядовый праздник, а светский, который изначально отмечался в начале марта, с приходом весны, а с реформой Петра I в 1700 году и реформой 1918 года - в январе. Интересен тот факт, что традиции празднования Нового года и подписания праздничных открыток заложили китайцы. Первая такая новогодняя открытка была создана еще 1000 лет назад. Славяне же вместо новогодней елки украшали на праздник вишневые веточки. Кстати, по древней традиции девушки ставили эти веточки перед Новым годом в воду и если они расцветали к Рождеству, девушка должна выйти замуж в следующем году. А в 19 веке на Руси подвешивали в доме ветку ели, как оберег от злых сил.

Дискуссионным стал вопрос, как лучше готовиться к Новому году. По мнению большинства, лучше придерживаться «золотой середины» при подготовке к празднику, чтобы не было тревоги, опасений и разочарований, а все надежды и чаяния сбылись. Во время круглого стола представители Научного общества студентов и аспирантов факультета предложили всем присутствующим пройти психодиагностический тест «С каким цветом ассоциируется Новый год». По результатам этого исследования доминирующим рядом с белым и красным был именно зеленый цвет, который ассоциируется с прогрессом, процветанием, стабильностью, развитием, спокойствием и уютной семейной атмосферой.
Кроме того, научной студенческой группой факультета социальной педагогики и психологии было проведено исследование потребностей, ожиданий, символов и мужских и женских архетипов Нового года. Среди потребностей, которые удовлетворяет празднование Нового года были выделены следующие: познавательная, духовная, ситуативная, обусловленная культурой, а также потребность в общении, значимости, уважении и признании, в самовыражении, в развлечениях, в эмоциональном контакте и любви. Наиболее типичными

Надо также отметить, что мужской и женский архетипы Нового года, а именно - образы Деда Мороза и Снегурочки - связывают с мужским и женским началом. Так, мужское начало олицетворяет рациональность, разум, выдержку, отвагу и сдержанность, а женский - доброту, терпимость, кротость и эмпатию (сопереживание). Поэтому неудивительно, что Снегурочка - это воплощение юной, доброй, нежной, красивой, улыбающейся девушки в голубом одеянии и с длинной косой, которая настраивает на доверие. В свою очередь Дед Мороз - это архетип старца, мудреца с длинной бородой в красной одежде, который воплощает величество, доброту, силу, власть. Мифический и фольклорный образ Деда Мороза появился достаточно давно. Сначала это был злой мистический языческий персонаж, повелитель ледяного холода и пурги, которого задабривали подарками, а впоследствии этот образ трансформировался и стал более гуманным.
Снегурочка же была сначала в образе жертвы, которую приносили Деду Морозу, а уже позже доброй внучки. Часто Деда Мороза связывали со святым Николаем или таким сказочным персонажем как «Мороз», «Морозенко». Аналогичные образы Деда Мороза существуют и в других странах: в Англии и Америке - Санта-Клаус, в Финляндии - Joulupukki (Йоулупукки - "лесной человек"), в Нидерландах и Голландии - Sinter Klaas ("Синтер Клаас" - приплывает на пароходе в сопровождении чернокожих слуг), в Италии - Баббо Натале (оставляет свои сани на крыше и через печную трубу проникает в дом, для него оставляют немного молока и сладостей «для подкрепления»), в Чехии и Словакии - Микулаш (приходит в ночь с 5 на 6 декабря).
Елена Переверзева